Как сообщил в пятницу советник комитета национальной безопасности и обороны сейма Вайдотас Бацявичюс, закон запрещает выполнять оперативные действия только в отношении президента страны.
Закон фиксирует, что оперативные действия, направленные на выявление преступников, пресечение преступлений и действий, создающих угрозу конституционному строю, независимости и другим важным интересам национальной безопасности, не могут нарушать права и свободы человека.
Однако "отдельные ограничения этих прав и свобод являются временными и могут применяться лишь в порядке, установленном законом".
Отказ запретить использование в качестве тайных агентов даже священников вызвал протест среди части парламентариев. По их мнению, в таких условиях исповедь станет проблематичной, "никогда не будет известно, не исповедуешься ли тайному агенту".
Документ предусматривает, что при сейме будет создана постоянная комиссия по контролю за оперативной деятельностью. До сих пор подобного контрольного органа в литовском парламенте не существовало.
Между тем, Литовская конференция епископов утверждает, что принятый закон является попыткой подорвать доверие к католическим священникам.
В распространенном пресс-релизе конференции епископов, подписанном их председателем Сигитасом Тамкявичюсом, выражается сожаление, что запрет на вовлечение священников в оперативную деятельность спецслужб был отменен.
"Во времена преследования церкви советская безопасность вербовала ксендзов для коллаборационистской деятельности, однако нельзя с терпимостью относится к тому, чтобы так происходило и в свободной Литве", - говорится в заявлении.