"В ближайшее время мы примем решение, каким именно способом будут проверены эти сведения", - отметил Фридинский, добавив, что "все будет проверено следственным путем в рамках возбужденного уголовного дела".
До сих пор было известно, что в лагере для пленных талибов на территории Кубы находятся трое россиян, которые воевали против подразделений международной антитеррористической коалиции в Афганистане. В отношении них Генеральная прокуратура России уже возбудила уголовное дело по трем статьям Уголовного кодекса РФ - незаконный переход границы, наемничество и участие в незаконных вооруженных формированиях.
Дополнительная информация о новых российских талибах поступила на днях, передает "Интерфакс".
Российская сторона намерена добиваться экстрадиции пленных россиян для привлечения их к уголовной ответственности. "Наши дальнейшие действия будут зависеть от зарубежных коллег, прежде всего из США и ряда азиатских стран, к которым мы уже обратились за правовой помощью", - отметил ранее заместитель Генпрокурора Сергей Фридинский.
Что касается трех наемников, о которых было известно ранее, то представители прокуратуры РФ, вылетевшие на Кубу, установили их личности. Двое из них - жители центральных регионов России, а один - выходец с Кавказа.
Один из них - Расул Кудаев - балкарец по национальности. С 2000 года он проживал в Киргизии. Кудаев родился в 1982 году в поселке Заречный Прохладненского района КБР. В 1995 году он стал чемпионом республики по борьбе среди юношей.
Со слов его матери Фатимы Текаевой и брата Арсена Мокаева стало известно, что в 2000 году Кудаев выехал в Среднюю Азию, объяснив это тем, что там начинал свою спортивную карьеру его тренер, и там он сможет достичь высоких спортивных результатов.
Другой пленный Равиль Гумаров - уроженец Свердловской области, неудавшийся предприниматель. В 1997 году он близко сошелся с национал-радикалами из набережно-челнинского отделения Татарского общественного центра и слушателями ныне закрытого набережно-челнинского медресе "Йылдыз" ("Звезда"). Некоторые "студенты" этого учебного заведения "проходили практику" в Чечне в лагерях Шамиля Басаева.
По сведениям УФСБ России по Татарстану, Гумаров несколько раз пытался выехать в Чечню, а затем нелегально перебраться в Афганистан. Очевидно, ему это удалось сделать в 2000 году, когда он бесследно исчез. В городе Набережные Челны сейчас проживают бывшая жена Гумарова и трое несовершеннолетних детей.
Третий "русский талиб", содержащийся в плену на базе Гуантанамо, - житель города Набережные Челны Алмаз Шарипов. До перехода российской границы он, как и двое других пленных, состоял в исламистской организации.
Как сообщает электронная газета Татарстана "Интертат", один из бывших лидеров движения национал-радикалов в городе Набережные Челны Рафис Кашапов заявил, что в американском плену сейчас находятся еще как минимум один бывший житель Набережных Челнов √ некий Айрат Вахитов, идейный вдохновитель ваххабитской медресе "Йылдыз".
Известие о том, что Вахитов был взят в плен американскими военными в ходе антитеррористической операции в Афганистане, Кашапов получил от французской журналистки, бравшей некоторое время назад у него интервью. По словам Кашапова, группа пленных талибов, среди которых были Вахитов, один англичанин, один китаец и один афганец, пыталась через французских журналистов "обратиться к мировому сообществу с просьбой о предоставлении им политического убежища". Как утверждает Кашапов, ему доподлинно известно, что пленные талибы - граждане России - не желают экстрадиции на родину, где они будут преданы суду.
Руководитель УФСБ по Татарстану подтвердил, что Вахитов действительно исчез из Набережных Челнов полтора года назад и, предположительно, отправился в Афганистан.
В середине марта высокопоставленный представитель министерства обороны США впервые заявил, что среди находящихся в Гуантанамо боевиков могут находиться несколько выходцев из России.
Среди задержанных и направленных в Гуантанамо боевиков есть граждане 25 стран.
Согласно действующим правилам, доступ официальных представителей России к содержащимся под стражей на американской военной базе на Кубе боевикам "Аль-Каиды", являющимся иностранными гражданами, зависит только от решения самих заключенных.
Сообщалось также, что агенты российских спецслужб допрашивали заключенных российских "талибов" непосредственно на базе Гуантанамо.