Их работа заключается в том, чтобы очистить станцию от радиоактивных обломков, появившихся в результате взрывов. Специалисты должны прокладывать новые кабели, чтобы возобновить подачу электроэнергии, необходимой для охлаждения, и одновременно заливать водой реакторы, чтобы избежать перегрева стержней. Но, как говорит Казума Яакота, речь идет о гонке со временем и каждый день появляются новые проблемы.
При этом работа на станции становится все опаснее. На минувшей неделе двое рабочих были срочно госпитализированы, поскольку получили большие дозы после контакта с водой, вытекающей из одного из реакторов: сапоги оказались недостаточно высокими. "Условия работы на станции становятся все более опасными, поэтому будет трудно найти других техников, согласных рисковать жизнью", - сказал руководитель спасателей.
- Письмо ликвидатора: "Плакать бессмысленно. Отсюда одна дорога - на небо"
По его словам, ликвидаторы проводят на станции по 48 часов, после чего имеют право выехать за пределы станции на короткий отдых. Постоянно находиться на станции крайне опасно, потому что спасатели непрерывно подвергаются огромным дозам облучения.
Яакота отметил, что работа обычно продолжается с 10:00 до 17:00, но некоторым приходится работать и в ночную смену, чтобы контролировать течение ситуации. Отвечая на вопрос журналиста о том, защищены ли добровольцы должным образом, Яакота сказал: "У нас есть защитные костюмы, пара перчаток с двойным экранированием и защитная маска для лица. Имеются также фонарики, потому что очень часто приходится работать в темноте", - цитирует его слова InoPressa.
Живут ликвидаторы в двухэтажном здании, построенном в июле прошлого года на территории станции. Как отмечает Яакота, условия там очень тяжелые. Вместо матрасов приходится спать на свинцовых матах, которые должны защитить людей от радиации. "Люди спят повсюду: в залах заседаний, в коридорах, рядом с ванными комнатами. Все спят не раздеваясь, на полу, вповалку", - рассказывает Яакота.
Из-за нехватки воды никто не может принять душ или сменить одежду. "В нашем штабе есть и еще одна проблема: мы не можем включить вентиляцию из-за высокого уровня внешней радиации, притом что мы должны постоянно быть в масках", - добавил ликвидатор.
Впрочем, он утверждает, что радиация его не пугает, а сейчас больше волнуют именно бытовые проблемы: "Я бы хотел, чтобы нам поставляли горячую еду: мы больше не можем питаться витаминизированными батончиками и консервами". "Надеюсь, что мои просьбы будут услышаны и в ближайшее время будут приняты необходимые меры", - говорит он.
Письмо одного из ликвидаторов: "Плакать бессмысленно. Отсюда одна дорога - на небо"
Немецкая Sueddeutsche Zeitung также описывает быт ликвидаторов, работающих на аварийной АЭС. Если сейчас работа на станции длится по 7 часов в день, то в первые дни приходилось работать сутками. При этом в реакторных блоках стоит жара, а ночью ликвидаторы замерзают под просвинцованными простынями, которые должны защитить их от радиации.
Один из работников аварийной АЭС написал своему другу в Токио по электронной почте: "Плакать бессмысленно. Если сейчас мы находимся в аду, то отсюда у нас есть лишь одна дорога - на небо". Дальше в письме он рассказывает, что его деревню смыло цунами, а его родители до сих пор числятся пропавшими без вести. По его словам, большинство из тех, кто работает сейчас на станции, так или иначе пострадали от землетрясения.
В конце послания он пишет: "Землетрясение было стихийным бедствием. Но радиоактивное заражение - это вина TEPCO (компании-оператора станции "Фукусима-1" Tokyo Electric Power Co - Прим. ред.)". Он просил своего друга, которому адресовано письмо, распространить его в СМИ, чтобы люди знали, что ликвидаторы на АЭС делают все, что в их силах.
Как пишет немецкое издание, они занимаются охлаждением реакторов и топливных стержней, собирают зараженную воду, прокладывают кабели, устанавливают измерительные приборы и насосы. Возможно, им придется работать еще целый месяц.
Из-за повышенного радиоактивного фона в районе АЭС снабжение работников станции затруднено, поэтому до недавнего времени они получали на завтрак 30 сухих бисквитов и банку овощного сока, а также полтора литра воды на день. Лишь недавно им была предоставлена возможность попросить вторую бутылку воды. На ужин им полагаются рисовые консервы с овощами, а также банка курицы, мяса или тунца. Из-за отсутствия душа для мытья ликвидаторы используют спирт.
"Не надо делать из нас героев"
Напомним, что накануне появилось интервью российской "Новой газеты" с одним из ликвидаторов последствий аварий на АЭС в Фукусиме - начальником подразделения быстрого реагирования при одной из пожарных частей в Токио Юкио Такаяма. Он просил не делать из них героев, а обратить внимание на работу спасателей, которые потеряли свои семьи, но продолжают работать сутками, разбирая завалы.
По словам Юкио Такаямы, желающих и готовых поехать на ликвидацию аварии в Фукусиму было больше, чем требовалось. Задача была ясной и несложной: обеспечить подачу морской воды в бассейн с отработанным топливом третьего реактора. "Всего мы провели возле реакторного блока 30 минут. Вместе с нами находились специалисты, которые постоянно делали замеры. А рядом стояли два автобуса, готовые в любую секунду всех увезти. Мы обеспечили подачу воды (дальше работала автоматика) и уехали. С нас смыли радиоактивную пыль, потом врачи взяли у нас анализы и провели полное обследование - у всех все в порядке", - сказал он.
Такаяма также удивился тому вниманию, которое вызвали их действия. "Не надо делать из нас героев. На днях с нами встречался мэр Токио и благодарил со слезами на глазах. Я поразился, что такой жесткий политик и суровый человек проявил такие эмоции..." - поделился он. По его словам, в префектурах Иватэ и Мияги многие спасатели потеряли свои семьи, работают сутками и в редкие минуты отдыха ищут своих родных. "Вот это настоящие герои!" - сказал начальник подразделения спасателей.