Как отмечает Reuters, доклад МАГАТЭ открывает возможность для введения санкций ООН в отношении Ирана. Чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, Представители "шестерки" (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай и Германия) встретятся 7 сентября в Берлине, сообщило агентство France Press со ссылкой на западный дипломатический источник.
По мнению замглавы Организации по атомной энергии Ирана Мухаммед Саиди, доклад гендиректор МАГАТЭ Мохаммеда эль-Барадеи показал, что проблема иранского ядерного досье может быть решена в рамках агентства.
"Этот доклад показал, что Иран взаимодействует с МАГАТЭ, и что проблема иранского ядерного досье может быть решена в рамках агентства. В этом докладе нет признаков того, что иранская ядерная программа носит немирный характер", - цитирует РИА "Новости" слова Саиди со ссылкой на агентство Reuters.
Министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази выразил сожаление в связи с отказом Ирана прекратить работы по обогащению урана. Однако он по-прежнему полагает, что "предпочтение должно отдаваться пути диалога". США высказались более резко. "Неповиновение Ирана должно иметь для него последствия, - заявил Джордж Буш. - И мы не должны позволить Ирану разработать ядерное оружие".
В свою очередь верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана и секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани договорились в ближайшее время провести переговоры по ядерной программе Ирана, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на представителя Хавьера Соланы.
Поскольку к четвергу, являющемуся крайним сроком согласно резолюции СБ ООН, Иран не прекратил производство ядерного топлива, Соединенные Штаты и их европейские союзники готовят список санкций и будут требовать их принятия в Совете Безопасности ООН. В первую очередь это ограничения на импорт ядерного оборудования и материалов, пишет The New York Times (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Также санкции могут включить в себя ограничение доступа страны к международным финансовым рынкам, сообщают связанные с переговорами дипломатические источники, которые пожелали остаться неизвестными. Помимо действий в СБ ООН, администрация Буша также пытается убедить европейские финансовые институты отменить программы нового кредитования Ирана. Некоторые швейцарские банки уже дали согласие ограничить свои кредиты, говорят американские чиновники.
Список предлагаемых санкций, согласно американским и европейским источникам, начинается с менее значительных мер, таких как эмбарго на продажу Ирану товаров, имеющих отношение к ядерным разработкам, замораживание зарубежных активов и запрет на международные поездки для официальных представителей Ирана, напрямую связанных с ядерной программой.
Торговля Америки с Ираном была ограничена еще с момента кризиса с заложниками. Однако европейские и российские компании продавали Ирану технологии для развивающейся гражданской ядерной программы. Представители США сказали в среду, что неизвестно, заставят ли санкции Россию прекратить оказывать Ирану помощь в завершении строительства ядерного реактора в Бушере.
Проект в Бушере - это сотни миллионов долларов для России, и правительство президента Владимира Путина, вероятно, будет настаивать, что санкции не должны влиять на уже находящиеся в работе гражданские проекты.
Представители США ожидают, что обсуждения в Совете Безопасности займут несколько недель и могут продлиться до открытия Генеральной Ассамблеи ООН в середине сентября. На этом мероприятии ожидается выступление президента Буша и встречи с другими главами государств. Администрация намерена использовать эти встречи для оказания давления с целью принятия резолюции о санкциях, точно так же, как это мероприятие было использовано четыре года назад, перед войной в Ираке.
Россия и Китай, среди прочих стран, обеспокоены эскалацией конфронтации, осуществляемой под эгидой Америки. Однако, в отличие от действий администрации Буша четыре года назад, представители США предпочитают воздерживаться от использования разведывательной информации для обоснования своих доводов. Вместо этого они ссылаются на публичные высказывания Ахмади Нежада и отказ Ирана выполнить требования резолюции СБ ООН, принятой в июле при поддержке России и Китая и обязывающей Иран прекратить работы по обогащению урана к 31 августа.
"Россия и Китай не могут утверждать, что они не соглашались с возможностью применения военный санкций в случае неподчинения Ирана", - отметил Эйнхорн. Представители США говорят, что госсекретарь Кондолиза Райс получила в июне заверения, что Россия как минимум согласится на первый этап слабых санкций.
Однако неизвестно, согласятся ли Россия и Китай на санкции, если сочтут, что это обяжет их проголосовать за дальнейшие более серьезные шаги в этом направлении. Но это как раз и является американской стратегией, как ее описывают представители администрации Буша и Европы. Если Иран все еще не прекратит обогащать уран в течение ближайших недель, то санкции, предложенные США и Европой, пойдут дальше, включая в себя запрет на выезд за рубеж и замораживание активов всех представителей правительства.
Дальнейшее неповиновение повлечет за собой еще более тяжелые санкции, включая ограничение на коммерческие перелеты и кредиты Всемирного банка.
Иран в последние несколько месяцев неоднократно намекал, что ответит на санкции собственными действиями, начиная с ограничения производства нефти и заканчивая угрозами выйти из Договора о нераспространении, как это сделала Северная Корея.
Другие представители США говорят, будто опасаются, что санкции могут побудить Иран к разжиганию конфликта в Ираке или к финансированию террористической деятельности "Хизбаллах". Однако Бернс сказал в среду: "Мы не позволим Ирану нас запугать". На будущей неделе он отправится в Берлин для начала работы над проектом резолюции СБ ООН, сообщили представители администрации.
Несмотря на предыдущие заверения, полученные, по их словам, представителями США, публичные выступления высокопоставленных российских и китайских чиновников все еще неоднозначны. В прошлую пятницу министр обороны России сказал, что рассматривать штрафные санкции против Ирана преждевременно, добавив, что это вопрос не является "настолько чрезвычайным", чтобы СБ ООН рассматривал ввод санкций, и выразил сомнения, что они будут в принципе эффективны.