Российская делегация протестовала против включения этого вопроса в повестку. Обсуждение вопроса назначено на 3 октября, передает ТАСС.
Москва заявила, что готова дать ответы на конструктивные вопросы ПАСЕ по митингам в Москве, хотя сам факт назначения дебатов по этой теме ей не нравится. "Нам не нравится, когда внутрироссийские дела обсуждают где-то. Мы считаем, что это исключительно наше дело", - заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
"Вместе с тем, если имеются какие-то конструктивные вопросы, то, естественно, члены нашей делегации и любые представители российской стороны всегда готовы дать конструктивные пояснения", - заверил представитель Кремля.
Предложение о проведении дебатов по теме "нарушения демократических прав и подавления мирных протестов в РФ на фоне выборов в Мосгордуму" поступило от представителей европейской политической группы "Альянс либералов и демократов за Европу" (АЛДЕ).
Инициаторы предлагали провести "срочные дебаты", однако Бюро ПАСЕ согласилось провести "текущие дебаты", то есть без доклада и итоговой резолюции как при "срочных дебатах".
Председатель российской делегации, вице-спикер Госдумы Петр Толстой опротестовал предложение о проведении дебатов.
"Предлагаемые дебаты... в свете того, что в Москве регулярно проходят митинги и один из них был вчера, и власти разрешают все активности оппозиции, более того, все те нарушения закона, которые были допущены летом (2019 года - ИФ), уже были урегулированы судом, и соответствующие задержанные отпущены, мне кажется в данном случае тема этих дебатов выглядит несколько искусственно", - сказал Толстой, взяв слово на пленарном заседании ПАСЕ.
На каждой сессии ПАСЕ группы парламентариев выносят те или иные вопросы, которые затрагивают РФ. Так на летней сессии на дебаты был вынесен вопрос о ходе расследования убийства оппозиционного политика Бориса Немцова.
Напомним, акции в поддержку независимых кандидатов на выборах депутатов Московской городской думы прошли в столице 20 июля, 27 июля, 3 августа и 10 августа. При этом мероприятия 27 июля и 3 августа были несанкционированными. Кроме того, 17 августа в Москве прошел согласованный митинг КПРФ за честные выборы.
Часть задержанных обвинили в участии в массовых беспорядках и насилии в отношении представителей правоохранительных органов. Возбужденные против активистов по итогам этих акций уголовные дела в СМИ часто называют "московским делом".
На несанкционированном митинге в центре Москвы 27 июля были задержаны более 1000 человек, 3 августа полиция и Росгвардия задержали около 600 участников незаконной акции.
Следственный комитет возбудил уголовное дело о массовых беспорядках (ст. 212 УК РФ) и несколько дел о применении насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов (ст. 318 УК РФ), по которым были задержаны более 10 человек.
Правозащитники жалуются, что все без исключения решения принимались в интересах исполнительной власти, независимо от наличия или отсутствия у нее существенных аргументов, в судебных решениях менялись только имена фигурантов, а обыски в домах сотрудников ФБК проводились на основании предположений судей.
Мощная общественная поддержка фигурантов "московского дела" последовала после приговора актеру Павлу Устинову, получившему 3,5 года колонии за вывихнутое плечо росгвардейца, приговор был впоследствии изменен на год условно.
Суд не принял во внимание видеозапись задержания Устинова в день массовой акции за свободные выборы 27 июля, в которой тот не участвовал. На записи видно, что актер медленно прохаживается около метро, поглядывая в телефон в ожидании знакомого, когда на него внезапно набрасываются несколько полицейских в полной экипировке. Тот факт, что видео задержания Устинова вызывает вопросы, признал даже председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. Между тем отношение Кремля к акциям протеста, во время одной из которых и был задержан актер, не изменилось. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что это были несогласованные акции в нарушение закона. На вопрос, видят ли в Кремле разницу между несанкционированными акциями и массовыми беспорядками, пресс-секретарь президента ответил: "В данном случае констатировать мы можем только одно, что это были несанкционированные акции. Это однозначный факт. Все остальное, это тема для судебных решений и разбирательства".