Москва и Тбилиси весь последний год обвиняют друг друга в развязывании войны. Российская сторона заявляет, что грузины обстреливали мирное население Южной Осетии и миротворцев, действовавших в республике, вынудив Москву вступиться за своих граждан. Руководство Грузии утверждает, что лишь боролось с сепаратистами, а армия отражала уже начавшееся вторжение российских войск.
Международная комиссия под эгидой ЕС, так называемая "миссия правды", приступила к работе в начале декабря 2008 года. Группу экспертов возглавила швейцарский дипломат Хайди Тальявини. Первоначально доклад планировалось обнародовать в конце июля, но стороны стали предоставлять новые "улики", и сроки пришлось сдвинуть.
Однако благодаря утечке информации немецким журналистам стало известно, что независимые эксперты обвинят Грузию в начале войны, а Москву осудят за несоразмерный ответ и эскалацию конфликта.
Поскольку отношения Европейского Союза с Россией за последний год улучшились, ЕС на доклад отреагирует сдержанно, считает британская BBC. Вероятно, Брюссель будет приветствовать факт публикации, но при этом дистанцируется от содержания доклада.
"Мадам Кураж" и подготовка доклада
О главе комиссии Хайди Тальявини по прозвищу "Мадам Кураж" и в России, и в Грузии до сих пор отзывались очень позитивно. В Европе она имеет репутацию специалиста по конфликтам на Кавказе. В 1990-х Тальявини работала на ОБСЕ в Чечне, позже возглавляла миротворческую миссию ООН в Грузии. Говорит на семи языках, в том числе на русском.
Все девять месяцев подготовки доклада Россия, Грузия, Абхазия и Южная Осетия активно сотрудничали с подчиненными Тальявини. Эксперты комиссии общались с военными, политиками и дипломатами, опрашивали очевидцев. Они объехали все населенные пункты, на территории которых велись военные действия. Ездили в Киев, Париж и Вашингтон, общались с высокопоставленными чиновниками Госдепа США, которые курировали Грузию.
До окончания расследования членам комиссии было запрещено общаться с журналистами. Кроме того, ни один из экспертов не знал, какие выводы будут содержаться в итоговой версии документа: каждый специалист писал лишь часть доклада. Что включить в его финальную версию, решала лично Тальявини.