Что касается поддержанного Кремлем кандидата Анатолия Бибилова, то его штаб будет в среду распущен, сообщил ИТАР-ТАСС Олег Кудухов, доверенное лицо Бибилова. "Мы подчиняемся решению Верховного суда, согласно которому выборы президента признаны недействительными. Штаб сегодня прекращает работу, а Анатолий Бибилов возвращается к выполнению своих обязанностей в качестве министра по чрезвычайным ситуациям", - сказал он.
Более того, по словам Кудухова, Бибилов склоняется к тому, чтобы не участвовать в повторных президентских выборах, назначенных на март 2012 года, однако окончательного решения по этому поводу пока не принял. Напомним, Аллу Джиоеву суд до новых выборов решил не допускать.
- Пресса о роли Москвы: от слухов до обидного диагноза российской власти
Джиоева озвучила фамилии людей, которых включила в состав формируемого ею госсовета: это шесть бывших кандидатов в президенты и еще четыре человека - генерал Анатолий Баранкевич, Алан Плиев, Сергей Засеев, Сергей Битиев, Джемал Джигаев, Владимир Келехсаев, Аза Хабалова, Сослан Тедеты, Айвар Бестаев, Вилорд Дзукаев.
"27 ноября состоялся второй тур выборов президента Южной Осетии, в котором приняло участие 29 тысяч 53 избирателя. За меня проголосовало 16 тысяч 466 избирателей. За моего оппонента Анатолия Бибилова - 11 тысяч 286 человек. Выборы были признаны состоявшимися ЦИК республики и всеми международными наблюдателями", - подчеркнула Джиоева.
Она отметила, что, являясь избранным президентом, руководствуясь Конституцией республики и исходя из сложившейся ситуации, она подписала свой первый указ о формировании государственного совета. "Полномочия госсовета будут действовать до формирования исполнительных органов власти республики", - сказала Джиоева.
Она призвала руководство республики принять ее решение. "Игнорируя волеизъявление народа, руководство Южной Осетии своими неконституционными действиями поставило себя вне закона, объявив выборы недействительными. И это было единственно правильным решением с моей стороны", - подчеркнула Джиоева.
Тем временем Генпрокуратура Южной Осетии обвинила Джиоеву в подготовке цветной революции и пообещала принять меры. "Действия Джиоевой идут вразрез с принятыми вчера решениями Верховного суда и парламента. Объявление себя президентом и создание некоего госсовета находятся вне рамок правового поля. Это в любом случае незаконные действия", - передает РИА "Новости" слова заместителя генпрокурора Эльдара Кокоева.
"Джиоева реализует сценарий цветной революции. Альтернативные органы госвласти нам в свое время пытались насадить грузины. Это очередная попытка таких действий, но уже изнутри. Реакция официальных властей последует, меры будут приняты", - предупредил Кокоев.
Алла Джиоева, естественно, с такой трактовкой своих действий не согласна и считает заявление Генпрокуратуры провокацией. "Я не знаю, что имеют в виду правоохранительные органы, называя наши действия "цветной революцией", но я призвала своих сторонников быть готовыми к развитию любого сценария и законными путями бороться за нашу победу", - заявила она.
В ЮО рассуждают от перспективах кровопролития и гражданской войны
О ситуации в республике и ее возможных последствиях рассуждают в среду российские газеты, чьи материалы по теме изучил сайт "Заголовки". Решение об отмене результатов президентских выборов, согласно которым Джиоева неожиданно победила прокремлевского кандидата Анатолия Бибилова, поставило Южную Осетию перед угрозой гражданской войны, пишет "Коммерсант". Как он поясняет, уровень недовольства властью в республике высок, а на руках у людей много оружия.
"Последствия решения суда могут быть непредсказуемыми", - подтвердил изданию экс-министр обороны Южной Осетии, популярный в народе генерал Анатолий Баранкевич. "Может даже пролиться кровь. И это будет на руку власти, поскольку именно власть все последнее время занималась провокациями", - добавил он, имея в виду администрацию нынешнего президента Эдуарда Кокойты.
СМИ ранее объяснили, чем Кокойты и его окружение пугает победа Джиоевой: чиновники ЮО опасаются "клановой войны" из мести. Дело в том, что главный тренер России по вольной борьбе Дзамболат Тедеев, входящий в штаб Джиоевой, по их словам, "ненавидит Кокойты" после того, как в 2001 году он вместе с братом Ибрагимом Тедеевым привел того к власти, а потом оба были выдавлены из республики. А в 2008 году Ибрагим Тедеев был убит во Владикавказе.
В настоящее время, как сообщили BBC в службе президента и правительства ЮО, Дзамболат Тедеев вывезен в сопровождении сотрудников госохраны по Транскавказской магистрали во Владикавказ.
"Обстановка в Цхинвали после обнародования решения суда очень накаленная, - сообщил "Известиям" председатель комитета по законности и законодательству парламента Южной Осетии Амиран Дьяконов. - Могу сказать, что это решение встретило непонимание общества".
За всю двадцатилетнюю историю независимой Южной Осетии, подчеркнул Дьяконов, впервые оказалась поставлена под сомнение законность волеизъявления народа республики. Сейчас в разных местах столицы собираются группы возмущенных граждан.
Вместе с тем начальник управления СБ - КГБ республики Александр Смирнов призвал не драматизировать обстановку. "Обстановка в Цхинвали совершенно спокойная, - заверил он "Известия". - Никаких экстренных мер, никакого усиления патрулей на улицах не происходит, так как в этом нет необходимости".
Небольшие группы сторонников обоих кандидатов собираются у избирательных штабов, рассказал Смирнов. Ведут они себя спокойно, возможно, следуя указаниям самих Бибилова и Джиоевой. Оба кандидата выступили во вторник по республиканскому телевидению и призвали своих сторонников к спокойствию и порядку.
"Традиционное место митингов в Цхинвали - центральная площадь. Во вторник вечером мы проезжали по центру - площадь пуста", - заключил Александр Смирнов.
Пресса о роли Москвы: от слухов до обидного диагноза российской власти
Аспект, который, безусловно, волнует российскую прессу, - какова во всем этом роль России, президент которой Дмитрий Медведев перед выборами публично поддержал Бибилова. Накануне СМИ, еще до скандального решения Верховного суда, уже вынесли суровый приговор недальновидной и малопонятной московской политике: сценарий, по которому стали развиваться события в Южной Осетии, не назвать иначе, как провалом.
Теперь же реакция газет разнится от скупого перечисления фактов и намеков на то, что России еще не поздно вмешаться и "восстановить свое доброе имя", до оголтелой критики и постановки обидных диагнозов российской власти.
Так, "Ведомости" "сдержанно" тиражируют слухи: ссылаясь на замруководителя штаба Джиоевой Родиона Сиукаева, издание сообщает, что помимо руководства республики давление на Джиоеву оказывали московские чиновники. Как пояснил Сиукаев, они предлагали ей сняться с выборов перед первым и перед вторым туром.
А во время подготовки к выборам во Владикавказе появлялись люди, которые курировали продвижение Бибилова, часто приезжал председатель международного комитета Госдумы Константин Косачев, рассказал газете источник в администрации Северной Осетии. Накануне же, сообщил он, появилась информация, что в Цхинвали вылетели сотрудники кремлевской администрации и что окончательное решение по выборам будет приниматься в среду - в четверг. По крайней мере, мотивировочной части решения Верховного суда пока никто не видел, его представитель пообещала оформить документ в течение пяти дней.
"Ведомости" приводят мнение политолога Сергея Маркедонова, который отмечает: Кремль не стал арбитром в конфликте, что повысило бы его авторитет в республике, а ведет себя так же, как на российском Северном Кавказе, делая ставку на одного игрока.
Слухи о негласном вмешательстве Москвы пересказывает и "Коммерсант". К примеру, сообщает, что перенос во вторник заседания Верховного суда с девяти утра на середину дня некоторые в Цхинвали объяснили тем, что руководство республики советуется с Москвой.
Газета также рассказывает, что депутат Госдумы России Константин Шершов, входивший в группу международных наблюдателей, выступал на заседании суда в Южной Осетии и рассказал, будто на участках велась прямая агитация в пользу Джиоевой. Это, напомним, утверждают в партии "Единство", возглавляемой Анатолием Бибиловым. Именно ее жалобу на якобы многочисленные нарушения на выборах со стороны оппозиции рассмотрел накануне Верховный суд. При этом еще в воскресенье вечером, в день второго тура голосования, российские и все другие наблюдатели высоко отзывались "о прозрачности и демократичности" выборов в Южной Осетии.
В штабе Аллы Джиоевой, впрочем, всячески избегают упоминаний о поддержке Бибилова Москвой и подчеркивают, что в том, что сейчас происходит в республике, виновата не Россия, а местные власти во главе с Эдуардом Кокойты. "Власть делает все, чтобы Джиоева не стала президентом, - сказали изданию источники в ее штабе. - Они ее боятся. Тут дело не в Москве, а в наших чиновниках, которым придется искать новое место жительства, если Алла Алексеевна станет президентом".
Однако сама Джиоева в интервью "Коммерсанту" на вопрос об отношении к позиции Кремля, который открыто поддержал Бибилова, ответила: "Я задаюсь вопросом: Россия, за что ты меня не любишь? Я россиянка по паспорту и по духу. И мне непонятны те действия, свидетелем которых я являюсь. Только что группа моих сторонников вернулась со встречи с моим оппонентом Бибиловым, и он им сказал, что согласился бы признать поражение, но ему не разрешает это сделать Кремль. Он им дословно сказал: "Кремль видит на посту президента только меня".
Между тем "Московский комсомолец" разразился статьей под кричащим заголовком "Остановите дебилов". В ней обозреватель Марина Перевозкина обрушивается с негодованием на российские власти, заявляя, что это даже не "мерзавцы", а "дебилы". "Выборы в Южной Осетии открыли нам правду: люди, отвечающие у нас за стратегические направления внешней политики, не столько даже мерзавцы, сколько дебилы. А это уже страшно. Потому что ни в одной солидной державе дебилов к рычагам управления страной не подпускают. Это опасно для ее существования", - говорится в шапке статьи.
Поддержку Кремлем "правильного" кандидата Анатолия Бибилова журналистка объясняет "воровской схемой": "С каждого идущего в республику миллиарда российской помощи сколько-то миллионов должно вернуться назад. И попасть в нужные карманы". На роль "своего человека" в этой схеме Москва пыталась поставить Бибилова, хотя ее предупреждали, что это "непроходной" кандидат, утверждает автор.
"Среди южных осетин есть много достойных кандидатов на пост президента, которые устроили бы и Москву, и народ Южной Осетии. Почему, несмотря на все это, администрация президента РФ с тупым упрямством проталкивала именно Бибилова - самая большая загадка в этой истории. Вероятно, потому, что он гарантировал дальнейшее "правильное" освоение выделенных республике средств. Иного объяснения я не вижу", - пишет она.
В конце Перевозкина предупреждает, что в республике может пролиться кровь и вина за это ляжет не только на Кокойты и его команду, но и на Кремль. "Патовая ситуация создана в первую очередь его топорными действиями", - заключает она, призывая, "пока не поздно, остановить наших дебилов".