На технологии, использующие шифрование, западные компании должны получать благословение ФСБ. Этот процесс может занимать месяцы или даже годы переговоров.
Перед тем как утвердить технологию, ФСБ может потребовать конфиденциальные данные о безопасности продукта, включая исходный код, контролирующий основные операции компьютерного обеспечения.
Запрет для американских компаний на деловые отношения с ФСБ был частью санкций, введенных администрацией Барака Обамы, и угрожал им падением продаж.
Обеспокоенные этим представители индустрии, в том числе неправительственная ассоциация частного бизнеса США "Американо-российский деловой совет" и Американская торговая палата в России, представляющая интересы российских и американских членов, связывались с американском посольством в Москве, а также с Минфином, Министерством торговли и Госдепом, утверждает агентство.
Лоббисты жаловались, что санкции могут остановить продажу автомобилей, медицинского оборудования и землеройно-транспортных машин, имеющих программное обеспечение с шифрованием.
Санкции означали бы, что российский рынок "умер для американской техники", сказал президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко, который выступал против новых ограничений. "У каждого второго россиянина есть iPhone или iPad, поэтому они все переключатся на Samsung", - сказал он.
Представитель бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США отказался от комментариев. В Госдепартаменте сказали, что Вашингтон рассмотрел ряд факторов, вводя санкции, и регулярно консультируется с американскими компаниями, просчитывая последствия своей политики.
Цель санкций была в том, чтобы воспрепятствовать деловым отношениям с ФСБ, а не прекратить экспорт американских технологий в Россию, убеждали правительство лоббисты. "Санкции были направлены против государственного агентства, которое имеет много функций, и воздействие на выборы в США только одна из них", - сказал Родзянко.
По словам источника Reuters, участвовавшего в переговорах, представители технического, автомобильного и производственного бизнеса пытались убедить Министерство финансов США сделать одно единственное исключение. Не возражая против самих санкций и запрета на контакты с ФСБ, лоббисты просили позволить им продолжить добиваться одобрения регулирующих органов ФСБ.
Агентству не удалось установить, какие именно компании принимали участие в лоббировании. В Microsoft и Cisco на запрос агентства ответили, что не просили изменить санкции, в Cisco уточнили, что компания запрашивала у Министерства финансов разъяснений по поводу запретов.
Эти попытки лоббистов предпринимались, несмотря на подозрения, что спецслужбы могут использовать данные для поиска уязвимостей и взлома на фоне обвинений РФ в кибератаках против Запада.
В первой части своего расследования, которое было опубликовано на прошлой неделе, агентство обратило внимание на то, что с 2014 года российские власти усилили требования к западным технологическим компаниям, которые работают на российском рынке, включая Cisco, IBM и SAP.
В частности, как отмечают журналисты, власти потребовали от зарубежных компаний доступ к исходному коду их программ, включая файерволы, антивирусы и другой софт, которые содержит элементы шифрования. Это требование необходимо выполнить, что продукты компании могли продаваться на российском рынке.
При этом требования властей значительно выросли в последние три года и объясняются тем, что Москва стремиться противодействовать попыткам иностранных спецслужб спрятать в софте отдельные элементы, которые помогут позволить им в дальнейшем получить доступ к российским компьютерным сетям.
Другой целью российских властей, как отмечает агентство, является попытка найти в исходном коде зарубежных компьютерных программ уязвимости. При этом большинство американских компаний, работающих в России, соглашаются на такие условия. Исключением стала компания Symantec, отказавшаяся предоставлять российским официальным лицам доступ к исходному коду.
Агентство со ссылкой на высокопоставленных американских чиновников сообщает о том, что Вашингтон предупреждал IT-компании о рисках, которые может повлечь за собой сотрудничество с российскими властями и предоставление им исходного кода. Тем не менее, в Вашингтоне признают, что у него нет легального права запретить такую практику, если технологии не относятся к военной сфере и не подпадают под санкции.
В конгрессе США продолжается расследование возможного вмешательства России в прошлогодние выборы американского президента. Аналогичное расследование проводит ФБР. Россия неоднократно отрицала ответственность за кибератаки во время президентских выборов в США.
В связи с возможным вмешательством России в американские выборы ведется расследование в отношении президента США Дональда Трампа, которое курирует спецпрокурор США Роберт Мюллер.