"После того, как были наложены ограничения на газеты и другие СМИ, власти поняли, что теперь люди ходят за новостями в интернет", - отмечает Реза Париса, директор ассоциации интернет-провайдеров Ирана.
Однако как и во многих других сферах, грань между тем, что приемлемо, и что не приемлемо, остается расплывчатой. В Иране развернулась настоящая игра в кошки-мышки между консервативной верхушкой и молодым поколением иранцев.
Даже те, кто поддерживает необходимость фильтрации содержания иранских интернет-сайтов, подозревают, что эта попытка обречена на провал, также, как и предыдущие запреты на видеокассеты и спутниковое телевидение.
"Цель этой меры - отфильтровать или закрыть доступ на сайты с безнравственным содержанием или содержанием, противоречащим нашим социальным ценностям, - подчеркивает Хуссейн Шариатмадари, издатель газеты Kayhan, которая отражает взгляды иранского лидера аятоллы Саида Али Хомейни. - Но это то же самое, что отодвинуть от здания лестницу, чтобы птицы не смогли попасть на крышу".
Охота на "развращающие" интернет-сайты началась этой весной с ареста известного интернет-журналиста - недавно он был освобожден под залог. 300 иранских интернет-провайдеров получили три списка сайтов, подлежащих блокированию. Первые два списка были приняты компаниями безоговорочно - они включали адреса более 100 тысяч порнографических сайтов, создающихся за пределами Ирана. В третьем списке перечислялось около 90 политических сайтов, которые содержат критику в адрес правительства.
Сейчас правительство Ирана чувствует себя особенно уязвимо в свете того, что администрация Буша и конгресс США заявили о готовности поддержать усилия по его дестабилизации. Резкий скачок популярности интернета в Иране за последние два года вызвал закономерную озабоченность иранских правителей, которые считают, что их противники могут использовать интернет как инструмент в борьбе против действующей власти.
На сегодня в Иране при общем населении в 65 млн человек около 3 млн пользователей интернета. Этой весной 135 членов иранского парламента направили аятолле Хомейни открытое письмо, в котором предположили, что настало время реформировать Иран и встать на путь большей интеграции с миром. Это письмо не было опубликовано ни в одной газете, и его можно было прочесть только в интернете.