Ферманова, которую местная бульварная пресса немедленно начала сравнивать с Анной Чапман, была арестована в Техасе, где она живет у родителей. Однако ее дело рассматривается в федеральном суде Восточного округа Нью-Йорка в Бруклине, поскольку приборы изъяли у нее в аэропорту имени Кеннеди, который входит в юрисдикцию данного суда.
Наиболее подробно обстоятельства дела излагаются в ходатайстве на выдачу ордера на арест Фермановой, которое направил в суд 9 июля следователь иммиграционного и таможенного ведомства США Дэвид Монданаро.
Он обвиняет молодую женщину в том, что она "сознательно и умышленно пыталась экспортировать из США в Россию" следующие приборы, на вывоз которых требуется специальная лицензия Госдепартамента: "оружейный прицел ночного видения Raptor, модель M644-4X, и два усовершенствованных оружейных прицела, модель D-740-3A".
Как сообщил суду Монданаро, который работает в аэропорту имени Кеннеди и борется с незаконным вывозом лицензионной технологии, в том числе военного назначения, 23 февраля этого года некий тайный осведомитель донес властям, что Ферманова пытается приобрести прицел Raptor и что в прошлом она уже купила аналогичное изделие.
Монданаро отмечает, что речь идет о прицеле "третьего поколения", который крепится на стрелковом оружии и позволяет наводить его на цель в условиях ограниченной видимости. Прицел устанавливается, в частности, на американских автоматах М4.
26 февраля следователи узнали из списков пассажиров, что 1 марта Ферманова планирует вылететь из США в Москву через аэропорт Кеннеди рейсом авиакомпании Delta. В этот день она действительно прилетела в Нью-Йорк из Техаса и сдала два места багажа. Таможенники обыскали их и обнаружили три указанных прицела.
После этого таможенники подошли к Фермановой, которая ожидала вылета в Москву, представились и заявили ей, что она не будет взята под стражу и сможет сесть в самолет. Ей объяснили, что у нее в багаже были найдены приборы ночного видения, и сказали, что хотят задать по их поводу несколько вопросов.
Ферманова заявила, что приобрела прицелы через интернет и что один из них называется Raptor. Названия других она не помнила, но знала, что все три относятся к "третьему поколению".
У нее спросили, знает ли она об ограничениях на вывоз подобных изделий из США и известили ли ее об этих ограничениях при покупке прицелов. Ферманова ответила, что она "подписала что-то насчет этого", но "толком не знала, что подписывает".
Переводчик ей не требовался: Ферманова много лет назад эмигрировала в США с родителями из Латвии по квоте для беженцев-евреев, и техасские соседи характеризуют ее как "типичную американскую девушку".
Допрашивающие поинтересовались, почему на прицелах нет никаких идентификационных наклеек, а некоторые опознавательные номера замазаны черным фломастером. Ферманова ответила, что удалила или замазала номера для того, чтобы "они были менее заметны".
Когда у нее спросили, было ли это сделано с тем, чтобы изделия было легче вывезти за пределы США без лицензии, она сказала "да". По ее словам, она везла прицелы мужу-москвичу. Поговорив с Фермановой, таможенники изъяли прицелы и дали ей соответствующую квитанцию. После чего она беспрепятственно села в самолет и улетела в Россию.
Следователь Монданаро между тем получил документы, которые Ферманова должна была подписать при покупке прицелов, приобретенных 9 и 25 февраля. В них содержалось предупреждение, что покупаемые Фермановой изделия не могут быть вывезены из страны без "письменного разрешения правительства США".
Оба раза Ферманова подписала форму, в которой говорилось: "Я понимаю, что я обязана соблюдать все экспортные ограничения и правила правительства США".
Монданаро также выяснил, что Ферманова ни разу не обращалась в Госдепартамент США за получением соответствующих лицензий.
Наконец, следователь узнал, что она вернулась в Америку 1 июля, и ходатайствовал о том, чтобы суд выписал ордер на ее арест. Обычно ордер выдается незамедлительно, а за ним следует арест, но Ферманову взяли под стражу лишь 15 июля и быстро выпустили под залог.
По словам ее техасского адвоката Скотта Палмера, сумма залога составляет 50 тысяч долларов. До суда Ферманова находится у родителей под домашним арестом. Палмер говорит, что власти затеяли "глупейшее дело" и что муж его подзащитной просто хотел продать или подарить прицелы охотникам.
Адвокат говорит, что параллели с Чапман, которые молниеносно начали проводить местные журналисты, не совсем корректны. "Да, она, можно сказать, весьма сексуальна, но она не шпионка", - замечает он по поводу Фермановой.