По его словам, такое распоряжение, которое является юридическим основанием для начала процедуры экстрадиции, скорее всего, будет выпущено до утра пятницы, когда должно состояться очередное заседание лондонского магистратского суда по делу эмиссара чеченских боевиков Закаева.
"Мы не видим причин, по которым МВД могло бы отказаться от издания такого распоряжения", - отметили в прокуратуре.
На состоявшемся 9 января предварительном судебном заседании, которое проходило в отсутствие Закаева, судья по просьбе британского МВД перенес рассмотрение дела на 31 января. Министерство внутренних дел аргументировало просьбу необходимостью более детально изучить документы, представленные российской стороной.
Как заявил ранее журналистам в Лондоне заместитель Генпрокурора России Сергей Фридинский, генеральная прокуратура России обеспечила британскую сторону всеми необходимыми материалами для решения вопроса об экстрадиции Закаева. К материалам, подкрепленным протоколами допросов потерпевших и свидетелей, приложено обязательство российской стороны не применять в отношении Закаева смертную казнь.
Кроме того, по словам Фридинского, российская сторона провела в январе текущего года переговоры с Королевской прокурорской службой Великобритании и с адвокатом, который будет заниматься данным делом. Это сделано для того, чтобы у британской стороны не было "технических трудностей в представлении и трактовании тех материалов, которые были направлены ей для обоснования выдачи Закаева в Россию", пояснил заместитель Генпрокурора.
Как сообщили в Королевской прокурорской службе, согласно существующей в Великобритании судебно-процессуальной практике, министр внутренних дел, помимо отдачи распоряжения о начале процедуры экстрадиции, имеет право отменить решение суда, вынесенное о выдаче того или иного человека по требованию другого государства. Однако министр не обладает правом изменить решение суда в том случае, если он отказывает в экстрадиции.
Россия признана участницей европейской конвенции о пресечении терроризма
С 10 января 2003 года в Соединенном Королевстве вступило в действие постановление заместителя министра внутренних дел Великобритании о признании России в качестве участницы европейской конвенции о пресечении терроризма от 27 января 1977 года.
Это означает, что теперь все возникающие в отношениях между Великобританией и Россией вопросы, регулируемые конвенцией, должны решаться сторонами именно в соответствии с положениями данного международно-правового документа.
По мнению британских экспертов, признание России участницей данной конвенции лишает любого подозреваемого в терроризме, включая Закаева, возможности избежать экстрадиции на том основании, что вменяемые ему действия совершены якобы по политическим мотивам. Согласно конвенции, никакие мотивы не могут служить оправданием тяжких преступлений - убийства, захват заложников, похищение людей и т.п.
Как отмечают эксперты, английская сторона согласилась с тем, что непризнание России участницей важнейшей антитеррористической конвенции было "непонятным, чисто техническим упущением", на которое обратили внимание в связи с делом Закаева.
Наряду с Россией участниками конвенции признаны еще 14 стран, в том числе Украина и Молдавия.
Вместе с тем эксперты полагают, что процесс выдачи Закаева может потребовать значительного времени - до года и больше, по аналогии с уже имевшими место рассмотрениями запросов США, Франции и других стран, в отношении экстрадиции лиц, обвиняемых в террористической деятельности.