Шмукер, который сегодня преподает в Техническом университете Мюнхена, заявил, что "во время работы с реактором произошло нечто такое, что привело к утечке радиации". По его словам, речь идет об активном реакторе, там обязательно должен был быть выброс жара. "Он наверняка и привел к жертвам среди испытателей. Это единственное, что можно себе представить. Насколько крупным был реактор, неизвестно. Понятно только, что использовался уран-235, это можно установить по продуктам распада", - говорит ракетостроитель.
"Мы исходим из того, что реактор находился на платформе в море. Это могло быть способом подстраховки на случай, если что-то произойдет, - чтобы утопить аварийную установку в море. Я вообще очень скептически отношусь к этой ракете. Ее, конечно, можно тестировать на испытательных стендах, это уже само по себе очень сложно. Но проводить ее летные испытания практически невозможно. Как только ракета оказывается в активной фазе, она начинает излучать радиацию. Если летит, оставляет радиоактивный след. А ведь ей еще надо где-то приземлиться. Если что-то пойдет не по плану, то территория ЧП окажется зараженной радиацией. Я считаю реализацию проекта такой ракеты очень маловероятной", - отмечает немецкий ученый.
Когда полтора года назад об этой ракете впервые объявил президент РФ Владимир Путин, Роберт Шмукер назвал этот проект "бахвальством". Сейчас, после неудачных испытаний, повлекших человеческие жертвы и радиоактивное заражение территории, ракетостроитель из Германии настаивает, что продолжение работ над таким компактным реактором ни к чему ни приведет.
"Преимущества у такой ракеты только чисто теоретические. Это - очень долгое время полета благодаря ядерному реактору. Но технические сложности слишком велики. Требуется легкий, компактный реактор, который способен разогреваться почти до расплавления его активной зоны - только в этом случае ракета полетит. Из-за повышенной радиации всем процессом необходимо управлять на расстоянии. Чтобы взять такую ракету на вооружение, необходимо очень много испытаний, причем многочасовых, с риском аварии. Где такой ракете летать часами? Над территорией России? Над другими странами? Все это немыслимо. Не потому, что технически невозможно, а потому, что это практически - бессмысленно. Вот что имеет решающее значение.
Американцы прекратили испытания в 1960-х годах не потому, что эту технологию нельзя было реализовать, а потому что ее было невозможно использовать. То была своеобразная эпоха: в 1950-е годы многие мечтали о мини-реакторах, например, для личных автомобилей. И только потом наступило отрезвление. Идея звучит хорошо: летать долго, совершить нападение с тыла. Предположим. Только противник ответит тысячей ядерных снарядов. Преимущества никакого нет: только на бумаге и только, если не думать до конца", - подчеркивает профессор Шмукер.
В случае с ранее известными испытаниями ядерных ракет, есть закрытый полигон, есть ядерный заряд, производится взрыв, радиация распространяется на контролируемом пространстве - все. "С летательным аппаратом иначе: он должен преодолевать большие расстояния, тысячи километров. Значит, необходимо как-то минимизировать риски распространения радиации. Если полет пошел не по запланированному курсу, вы заразите большую территорию радиацией. Так что я не верю, что будут серьезные испытания. Может быть, пара подготовительных тестов, которых хватит, чтобы заявить: "У меня есть оружие. Оно практически готово к применению". Но не больше", - говорит Роберт Шмукер, отмечая, что не видит смысла в подобной ракете глобальной дальности.
"Я бы провел такое сравнение: представьте себе турбореактивный двигатель, как в самолете, только вместо керосина - реактор, который разогревает воздух. Все остальное - то же самое. Практическое применение такого оружия имеет меньшее значение, чем возможность делать политические заявления, - убежден профессор. - Первичная цель таких вооружений не в том, чтобы их использовать. В мире есть атомное оружие, но никто же не хочет начинать ядерную войну. Если подобная ракета ("Буревестник") будет использована, то финал непредсказуем - заражение огромной территории радиацией и так далее. Вооружения такого типа представляют собой прежде всего потенциал для создания угрозы с целью добиться чего-то без войны".
Ученый напомнил также что президент России Владимир Путин, обещавший показать миру новые фантастические виды вооружений РФ, не показал никаких серьезных вещей кроме межконтинентальной ракеты "Сармат", никакого настоящего "железа". "Ни подводных дронов, ни сверхзвуковых ракет типа "Авангард" (Минобороны РФ показало съемки пуска ракеты "Авангард" в конце декабря 2018 года - прим. ред.). А мультики многие умеют рисовать", - говорит профессор Техническом университете Мюнхена.