СБУ разобралась с делом о взрывах: Днепропетровск терроризировала группа ученых во главе с Унабомбером
Russia Today
Служба безопасности Украины (СБУ) завершила расследование дела о серии взрывов 2011 - 2012 годов в городах Днепропетровск, Запорожье и Харьков. Оно составило 73 тома и будет направлено в Генпрокуратуру для утверждения обвинительного заключения, а затем - в суд, передает ИТАР-ТАСС. На скамье подсудимых окажутся четверо задержанных, которых обвиняют по трем статьям УК страны: "Создание террористической группы", "Теракт", "Незаконное изготовление и хранение взрывных устройств". По самой суровой из них, о теракте, фигурантам грозит от семи до 12 лет тюрьмы.

В начале августа начальник Главного следственного управления СБУ Иван Деревянко заявлял, что собраны "просто беспрецедентные доказательства" вины четырех арестованных, двое из которых - политологи, работавшие в вузе. Это старший преподаватель кафедры политологии Днепропетровского национального университета Виктор Сукачев и ассистент той же кафедры Виталий Федоряк. Имена двух других фигурантов - Лев Просвирнин и Дмитрий Рева. Всем от 30 до 40 лет, все имеют высшее образование.

Как писала в июле украинская газета "Сегодня", именно вузовские работники являются организаторами террористической группы и, соответственно, главными обвиняемыми. Сукачев даже носит "говорящий" ник - Унабомбер. Просвирнин и Рева были подручными, работали на подхвате. Все были знакомы ранее, в частности, Рева учился с Сукачевым.

Кстати, отметим, кличку Унабомбер "прославил" американский террорист-одиночка Тед Казински. В течение почти 20 лет он рассылал по почте взрывпакеты, жертвами его деятельности стали три человека, еще 23 получили ранения. Изначально Казински хотели приговорить к смертной казни, однако после того, как он пошел на сделку с правосудием, мера наказания была смягчена до пожизненного заключения.

Как силовики "обхитрили" преступников

В другой статье, в августе, газета писала, что арест стал для взрывников абсолютно неожиданным. В ходе допросов они сами признавались, что были уверены, что их никогда не поймают. Преступники рассчитывали, что на сто процентов обеспечат свою безопасность с помощью интернет-конспирации, но не учли технических возможностей правоохранителей.

Согласно материалам дела, кроме взрывов в Днепропетровске 27 апреля 2012 года и 16 ноября 2011 года, прошлогодних в Запорожье (21 октября) и Харькове (13 октября), члены группы угрожали в интернете возможными взрывами в Донецке, а также планировали теракт в Киеве. При этом за "спокойствие" Унабомбер требовал 4,5 миллиона долларов.

По словам сотрудника прокуратуры, Сукачев наивно рассчитывал, что получит деньги на банковские карточки, часть обналичит на Украине, а остальное - за рубежом, куда сбежит и заживет припеваючи. По версии обвинения, у политолога есть более успешный и состоятельный младший брат, которому тот завидовал и которого хотел превзойти таким диким способом.

Как сообщал ранее журналистам глава СБУ Игорь Калинин, террористы сами вышли на сотрудников ведомства, используя для связи компьютерные программы, затрудняющие определение обратного адреса. В итоге силовики начали вести с ними "оперативную игру". Часть суммы была переведена на карточки - преступникам даже дали снять 24 тысячи долларов.

Когда личности всех четверых были установлены, их карточки заблокировали. Отправившись к банкомату за оставшимися деньгами и поняв, что доступа к счетам нет, террористы отправили в Службу безопасности SMS с угрозой начать взрывать детские площадки. С учетом этого силовики решились на задержание. Всех членов группы поймали 30 мая в разных местах Днепропетровска.

Унамомбер успел дать России экспертный комментарий

"Сегодня" отмечала еще один особо циничный факт. После апрельских взрывов в Днепропетровске, от которых пострадал 31 человек, в том числе десять подростков, Виктор Сукачев как кандидат наук дал интервью российской телерадиокомпании "Мир", указав, что террористами могут быть кто-то из бывших военных и правоохранителей. Произошло это, как говорят, случайно: среди сотрудников кафедры политологии вуза якобы была негласная очередность комментировать для СМИ резонансные события. И когда прогремели взрывы, как раз выпал черед выступать Сукачеву.

Хронология взрывов

Первым украинским городом, на котором террористы опробовали свои силы, стал Харьков - ночью 13 октября 2011 года там прогремел взрыв возле киоска. Никто не пострадал, киоск получил повреждения. Уже через несколько дней, 21 октября, в центре Запорожья взрывное устройство сработало в камере хранения супермаркета. Тогда тоже были лишь небольшие разрушения и никто не пострадал.

А вот дальше стало хуже. В ночь на 16 ноября на проспекте Карла Маркса в Днепропетровске взорвалась железобетонная урна для мусора, в результате чего погиб один человек - финансовый директор одной из местных фирм. В тот же день террористы разместили в интернете угрозы о взрывах в Донецке.

Наконец, 27 апреля 2012 года среди бела дня преступники устроили в Днепропетровске настоящий "бенефис". В течение часа в разных местах города прогремели четыре взрыва. Пострадал 31 человек, 26 из них были госпитализированы. Все устройства были заложены в бетонные урны. Как сообщал глава МВД Украины Виталий Захарченко, первый взрыв равнялся примерно 160 граммам тротила, второй - 190, третий - 230, четвертый - 300.

По данным СБУ, террористы изготавливали взрывные устройства накануне своих акций или даже непосредственно за 10-15 минут до закладки. Инструкции по изготовлению взрывчатки они нашли в интернете.

Одним из самых веских доказательств, по мнению следствия, является экспертиза видеофиксации различных объектов, сделанная камерами наблюдения рядом с местами взрывов. Конкретно на этих кадрах видно, кто именно закладывает взрывные устройства - это Виктор Сукачев и Виталий Федоряк. Вина остальных доказана другими методами.

Кроме того, у обвиняемых изъяты те самые банковские карточки, на которые они ожидали перечисления денег. Изъяты полностью и деньги, которые преступники успели снять. Сами задержанные, как утверждают следователи, дали исчерпывающие показания, которые совпадают с объективными данными, например, с той же видеофиксацией.

Стоит отметить, что не все на Украине поверили в вину "днепропетровских подрывников". В частности, один из журналистов "Украинской правды" ведет собственное расследование, считая, что в деле много "неясностей и нелепостей". Журналист утверждает, что лично знаком с тремя из четырех подозреваемых и характеризует их "как людей здравых, спокойных, мирных, неагрессивных и далеких от химии".