На палестинском канале показывают "Песню мира"
Архив NEWSru.com
Правоверный еврейский мальчик и его друзья-палестинцы - мусульманин и христианин - вместе танцуют танец мира. В небо взмывают белые голуби, растет дерево, а дети на иврите и арабском языке поют о своей "мечте о свободе".

7-минутная "Песня мира" стала регулярной рубрикой на палестинском телеканале. Это новшество для канала, известного тем, что его сюжеты посвящены детям, швыряющим камни в израильские танки и попадающим под огонь "сионистских оккупационных войск", пишет сегодня The Wall Street Journal (перевод статьи на сайте Inopressa.ru).

На сегодняшний день этот клип является, пожалуй, ярчайшим свидетельством новых веяний в палестинском вещании. Местные СМИ уступили требованию политиков приглушить антиизраильскую риторику, господствовавшую в течение 34-месячной интифады, и проповедовать идею мира.

"Я знаю, что дети по-прежнему страдают, но пытаюсь вселить надежду в мой народ", - говорит Радван Абу Айяс, президент Палестинской вещательной корпорации, поставивший клип в эфир.

Смена тона может оказаться очень важной для мирного процесса, пишет издание. Одна из первых задач, которую израильтяне и палестинцы должны выполнить, согласно плану "дорожная карта", заключается в прекращении подстрекательских действий. Обе стороны согласились отказаться от языка ненависти.

Израильтяне утверждают, что антисионистская пропаганда способствует разжиганию насилия со стороны палестинцев. Они говорят о проповедях, призывающих верных убивать евреев, транслируемых по телевидению песнях, восхваляющих террористов-самоубийц, текстах из школьных учебников, насаждающих ненависть к еврейскому государству. "Смыл таков: Палестина - наша родина, ее у нас отобрали, мы должны ее вернуть, мученичество - наше оружие", - говорит Йигал Кармон из вашингтонского Института ближневосточных СМИ.

Палестинцы говорят, что израильтяне тоже виновны в подстрекательстве. Они цитируют министра транспорта Авигдора Либермана, который недавно заявил по израильскому радио, что палестинских заключенных надо топить в Мертвом море. Они говорят о высокопоставленных представителях израильских спецслужб, которые ведут на теледебаты о том, что делать с палестинским президентом Ясиром Арафатом - "уничтожить" или просто выслать. Они указывают на израильских фанатов, скандирующих "Смерть арабам" на транслируемых футбольных матчах.

Палестинцы также называют неадекватным внимание Израиля к палестинским СМИ. По оценкам экспертов, большинство палестинцев давно отключило местные телеканалы и переключилось на спутниковые каналы Al-Jazeera и Al-Arabiya. По данным последнего опроса, лишь 3,7% палестинцев смотрят палестинский телеканал PBC чаще, чем какие-либо другие. Палестинские журналисты в шутку утверждают, что PBC, контролируемый палестинской администрацией, смотрят только сотрудники израильских спецслужб, ведущие мониторинг подстрекательских выступлений.

"Палестинское телевидение старомодно, контролируется правительством, ему никто не доверяет", - говорит Раед Осман Субеан, глава популярного частного телеканала Bethlehem TV.

Это создает дилемму для Израиля, который может заставить палестинцев обуздать антиизраильские настроения, но не властен над тем, что передают такие каналы как Al-Jazeera.

Однако Израиль считает PBC важным барометром образа мыслей палестинского политического истеблишмента и серьезности его намерений относительно "дорожной карты". Вскоре после июньского саммита в Акабе, где был дан старт "дорожной карте", палестинский министр информации Набил Амр обратился с письмом к телеканалам и газетам Западного берега и сектора Газа, призывая журналистов к большей ответственности "в этот критический момент".

В ответ Айяс созвал собрание сотрудников. "Я попросил своих коллег смягчить тон", - говорит он. Новые указания запрещают трансляцию провокационных музыкальных сюжетов и интервью с "экстремистами и горячими головами", больше эфирного времени отдано сторонникам мира.

Группы, занимающиеся мониторингом СМИ, заметили разницу. Пропаганда войны на PBC уступила место ток-шоу, мультфильмам, сюжетам из жизни палестинских крестьян, песням, прославляющим Арафата, а также интервью с израильскими политиками - вещь, неслыханная с начала интифады в сентябре 2000 года.

Между тем городские рабочие в Газе закрашивают граффити, призывающие к нападениям на израильтян. Еще одним признаком перемен является возобновление работы объединенного палестино-израильского комитета, следящего за подстрекательскими проявлениями.

Некоторые из тех, кто занимается мониторингом, не верят в то, что это подлинная трансформация. "Под сильным давлением они уменьшили объем материалов, пропагандирующих ненависть, но смысл не изменился, - считает Итамар Маркус из иерусалимской неправительственной организации Palestinian Media Watch. - Если мы хотим мира, нужна детоксикация целого народа".

По словам Маркуса, по-прежнему носят имена террористов-самоубийц, или шахидов; PBC по-прежнему показывает карты всей исторической территории Палестины, не упоминая об Израиле, а недавно демонстрировал сюжет о выпускном вечере в одной из школ, где звучала песня о возвращении палестинцев в Яффу, Иерусалим и Хайфу "под музыку автоматных очередей".

Однако и Маркус признает, что тон изменился и говорит, что это заметно во всех палестинских СМИ.

Многие палестинцы утверждают, что подстрекательство исчезнет, когда исчезнет его причина, израильская оккупация. Израиль говорит, что демонстрации резни, охваченных огнем домов и мертвых тел палестинскими СМИ ухудшает и без того нестабильную ситуацию. Палестинцы настаивают, что они лишь отражают окружающую действительность.

"Разрушен чей-то дом, а я должен просить людей спеть по этому поводу песню? - говорит Айяс. - Я должен показывать то, что происходит".