Эксперт по демографическим и социальным изменениям в Китае Ван Фэн (Wang Feng) назвал решение властей КНР "историческим событием", которое изменит мир, сообщает Reuters. В то же время собеседник агентства предупредил, что проблема стареющего населения Китая останется. "Это никак не решит вопрос старения населения, но изменит ситуацию со множеством молодых семей", - заключил Ван Фэн.
На протяжении многих лет в КНР действовало правило "одна семья - один ребенок". Китай был вынужден законодательно ограничить размер семьи в 1970-х годах, когда стало очевидно, что огромному количеству жителей государства не хватает ресурсов. В случае нарушения этого правила родители облагались большим штрафом, а также подвергались другим серьезным взысканиям, вплоть до увольнения с госслужбы и исключения из рядов КПК.
После этого ограничительные меры постепенно ослаблялись. В 2013 году власти Китая разрешили заводить второго ребенка тем семьям, в которых оба родителя являются единственными в своей семье.
Позже семейная политика была еще больше смягчена - право родить второго ребенка получили уже те семьи, в которых у одного из родителей не было родных братьев и сестер. Решение было принято на третьем пленуме ЦК КПК 18-го созыва. Этому новому критерию отвечают миллионы семей - как молодых, так и не очень, причем второго ребенка готовы завести многие из тех, чьи дети уже выросли.
При этом в 2014 году менее 1 млн китайских семейных пар подали заявки на рождение второго ребенка, что вполовину меньше прогнозируемого, отмечает ТАСС.
В феврале 2015 года власти Китая признали, что, хотя программа "одна семья - один ребенок", действующая в Китае с 1979 года, была смягчена в 2013 году, это никак не решает нынешнюю проблему старения населения. Для выхода из ситуации заместитель директора комиссии по планированию семьи провинции Шаньси и старший член Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) Мэй Чжицян предложил законодательно закрепить обязанность иметь второго ребенка в семье.
Однако это предложение подверглось критике со стороны журналистов. Сразу несколько изданий указывали на то, что гораздо разумнее было бы оказывать финансовую поддержку молодым парам, которые сами хотят завести второго ребенка, чем заставлять повально всех.
КНР по-прежнему лидирует среди всех стран мира по численности населения, которое составляет, по данным государственного статистического управления республики, на начало 2015 года (без учета специальных административных районов Гонконг и Макао, а также острова Тайвань) 1 млрд 367 млн 820 тысяч человек. Естественный прирост населения в 2014 году составил 7,1 млн человек. В целом темпы прироста увеличились на 0,29% в годовом исчислении.
При этом численность занятого населения в 2014 году возросла на 2,7 млн жителей, составив более 772 млн человек. По данным ведомства, количество мужчин в стране превышает количество женщин на 33,7 млн (700 млн 790 тысяч человек).
По прогнозам ООН, к 2050 году КНР уступит первенство как самая густонаселенная страна в мире. При нынешней динамике старения к этому времени каждому третьему жителю Китая будет более 60 лет, а количество пенсионеров превысит население США.
Демографическая проблема в Китае действительно серьезна. Предотвращение более 400 млн родов за последние 35 лет внесло большой вклад в решение вопроса перенаселения страны, однако сейчас очевидны и побочные эффекты: непропорционально увеличившееся число пожилых людей и несбалансированное гендерное соотношение (следуя традициям, китайцы предпочитают избавляться от девочек). Среди детей младше 15 лет на каждые 100 девочек в Китае приходится 118 мальчиков, что может стать серьезным дестабилизирующим социальным фактором в будущем.
Возможностью родить второго ребенка, если один из родителей был единственным в семье, которую предоставило с 2013 года правительство, воспользовалось лишь 5% женщин детородного возраста. Реальный эффект политики смягчения программы "одна семья - один ребенок" еще предстоит выяснить, а нехватка рабочих рук и замедление экономического роста Китая очевидны уже сейчас.
Заметим, что проблема перенаселения Китая может сказаться на России. Это касается Восточной Сибири, куда последние годы активно переезжают жители Поднебесной. Как ранее отмечал профессор Латвийского университета, востоковед Леон Тайванс, из-за присоединения Крыма к России "крымский сценарий" может повториться в самой РФ через несколько десятилетий. Только в качестве "притесняемого населения" выступят китайцы в Восточной Сибири: "Они тоже будут говорить о большинстве населения".
Эксперт заметил, что к востоку от Урала, по некоторым данным, живет всего три миллиона россиян, а также около ста тысяч китайцев, которые переехали в Россию навсегда. "Со стороны Китая "нависает" 90 млн человек", - добавил профессор Тайванс. Теперь, когда семейная политика Китая стала мягче, увеличение китайского населения в Сибири вполне вероятно.