На саммите альянса в декабре 2009 года Черногория получила План действий для членства в блоке. В 2010 году начались переговоры, которые завершились в мае 2016 года подписанием протокола о вступлении в организацию, и республика получила статус наблюдателя. После ратификации протокола всеми государствами альянса и Черногорией страна станет 29-м членом НАТО. Предполагается, что это произойдет уже в этом году.
Протокол ратифицировали 24 из 28 стран организации, однако сенат США долгое время не ставил этот вопрос на голосование. 22 марта госсекретарь США Рекс Тиллерсон призвал сенат ратифицировать протокол.
Несмотря на почти единогласную позицию палаты, против ратификации активно выступали двое сенаторов-республиканцев - Рэнд Пол и Майкл Ли. Именно они во вторник голосовали против. Как отмечает ТАСС, Пол даже заблокировал проведение голосования по ратификации протокола по упрощенной процедуре, предложенной главой сенатского комитета по делам вооруженных сил Джоном Маккейном. Тот в ответ обвинил своего коллегу в работе на президента РФ Владимира Путина.
"Если бы Украина и Грузия были членами НАТО, то сегодня мы бы оказались втянутыми в мировую войну с Россией", - заявил Пол, выступая на заседании сената в понедельник. "Ясно одно - Россия всегда будет больше беспокоиться об этих землях, чем мы. Оправдывает ли это российскую агрессию? Конечно нет, но наше решение подразумевает, что мы готовы отправить своих сыновей и дочерей участвовать в конфликтах на границе Черногории, которую большинство американцев не могут найти на карте", - добавил он.
В России продолжают выступать против расширения НАТО на восток. На Мюнхенской конференции по вопросам безопасности 18 февраля глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что расширение НАТО привело "к небывалому за последние 30 лет уровню напряженности в Европе".
Между тем генсек НАТО Йенс Столтенберг недавно заявил, что попытка государственного переворота в Черногории в 2016 году в очередной раз подтвердила важность вступления страны в Североатлантический альянс.