Как подчеркивают авторы исследования в пресс-релизе, коррупция в этой сфере ежегодно обходится миру минимум в 20 миллиардов долларов. Для сравнения - точно такая же сумма, как определила "большая восьмерка" на саммите 2009 года, потребовалась для борьбы с голодом на планете, причем не за один год, а за три.
- Как распределились места в рейтинге
В индексе Transparency International страны делятся на семь групп от A (очень низкие коррупционные риски) до F (критический уровень). 57 стран, или 70% от общего числа изученных экспертами, попали в группы D, E и F с высоким риском коррупции, обобщает Русская служба BBC.
Для своей оценки авторы придумали 77 вопросов в пяти категориях - политические риски, финансовые риски, кадровые риски, операционные риски и риски при закупках вооружения. При анализе они принимали во внимание такие факторы как уровень парламентского контроля над военными расходами и требования, предъявляемые к компаниям военно-промышленного комплекса (ВПК).
Руководитель программы Transparency International UK в области обороны и безопасности Марк Пайман отметил, что "50% стран в списке или совсем не публикуют данные о военном бюджете или делают это в неудобоваримом для любого исследования виде". Многие исследуемые страны зачастую не располагают механизмами, позволяющими предотвратить коррупцию в ВПК, а в 17% стран попросту недостает средств борьбы с ней.
Россия "в минусе"
Что касается России, то ее отнесли к самой обширной группе D (достаточно высокий уровень коррупционного риска), которая делится на подгруппы D-плюс и D-минус (наша страна попала в последнюю). Докладчики определили следующее. Минобороны РФ часто использует непрозрачные закупочные механизмы, органы надзора в стране работают лишь де-юре, а де-факто контроль осуществляется слабо.
"Парламент официально утверждает бюджет, однако истинный метод контроля над расходами вызывает скептицизм, - цитирует "Коммерсант". - Большинство заявлений правительства в отношении расходов на оборону произносятся устно в ходе бесед с военными чиновниками, никаких общедоступных документов не публикуется. Почти половина оборонного бюджета засекречена".
Также в числе проблем названы слабый внешний контроль разведслужб, свидетельства проникновения организованной преступности в области обороны. В сфере расходов Минобороны методы контроля слабы: никаких реально действующих законов, регулирующих использование посредников или контрагентов в процессе закупок, нет, заключают специалисты Transparency International.
В России несогласны
В самой России такую оценку международной организации восприняли критически. "Этот доклад делался без учета принятого в декабре закона об оборонзаказе, а в нем закреплены многие механизмы, способные предотвратить коррупционные риски", - заявил газете первый зампред комитета Госдумы по обороне, член ЛДПР Сергей Жигарев. По его словам, раскрывать секретные статьи расходов на оборону нецелесообразно, поскольку это "нанесет ущерб национальной безопасности".
А источник "Коммерсанта" в Минобороны сказал, что "экспертные отчеты зарубежных аналитиков, как правило, не вызывают интереса у руководства военного ведомства, поскольку приводимые там данные не отражают реальное положение дел".
В связи с публикацией данного рейтинга стоит напомнить, что в производстве российского Следственного комитета находятся два масштабных уголовных дела, связанных с коррупцией в структурах Минобороны, - о хищениях в холдинге "Оборонсервис" и входящей в его структуру компании "Славянка". Ущерб от продажи объектов военной недвижимости по заниженной цене оценивается в сумму от 4 до 7 миллиардов рублей.
Кроме того, после отставки министра обороны Анатолия Сердюкова серьезной критике и пересмотру подвергаются практиковавшиеся при нем принципы закупки вооружений и некоторые дорогостоящие контракты, такие как покупка французских вертолетоносцев Mistral.
Как распределились места в рейтинге
В подгруппе D-минус вместе с Россией оказались некоторые ее соседи - Белоруссия, Казахстан, Грузия и Китай. Также туда попали Бангладеш, Гана, Иордания, Малайзия, Пакистан, Палестинская автономия, Руанда, Танзания, Турция и Эфиопия.
Еще одну ближайшую соседку России - Украину - определили в группу D-плюс. Из других стран СНГ, помимо уже перечисленных, в рейтинге нашлось место только для Узбекистана - его коррупционное положение хуже российского - группа E.
Хуже всех (группа F) показали себя девять стран: Алжир, Ангола, ДРК, Египет, Йемен, Камерун, Ливия, Сирия и Эритрея.
США и Великобритания определены в немногочисленную группу B (низкий уровень коррупционного риска), вместе с Австрией, Норвегией, Швецией, Южной Кореей и Тайванем.
Напомним, в глобальном рейтинге коррупции (оценивает степень распространенности коррупции среди госслужащих и политиков), который Transparency International опубликовала в декабре, Россия заняла 133 место из 174 наряду с Гайаной, Гондурасом, Казахстаном, Ираном и Коморскими островами.