Всего с 29 января по 20 февраля самолеты двенадцати тайваньских и китайских авиакомпаний сделают 48 чартерных вылетов. По пути на Тайвань всем самолетам по требованию тайваньской стороны придется пролететь через воздушное пространство Гонконга.
Соглашение о прямых авиарейсах между материковым Китаем и Тайванем было подписано в Макао 15 января. Тайвань на переговорах представлял президент Ассоциации тайваньских авиалиний Майкл Ли. С китайской стороны в переговорном процессе принял участие исполнительный директор Ассоциации гражданских авиалиний Китая Пу Чжаочжоу.
В тайваньскую делегацию не вошли представители Совета по делам материкового Китая и других государственных органов Тайваня. Это было одним из главных условий согласия Пекина на участие в переговорах.
Китай отказывается вести переговоры с официальными представителями тайваньских властей с 1999 года, после того, как президент Тайваня Чэнь Шуйбянь заявил, что Тайвань может объявить независимость.
Прямое авиасообщение между Китаем и Тайванем, который в Пекине считают одной из китайских провинций, было прервано в 1949 году, когда на остров перебрались сторонники партии Гоминьдан, проигравшей коммунистам борьбу за власть в Китае.
Первая попытка возобновить прямое авиасообщение во время Китайского нового года была предпринята в 2003 году. В результате длительных переговоров между представителями китайских и тайваньских авиакомпаний, было достигнуто соглашение об организации рейсов Шанхай - Тайбэй с обязательной остановкой в Гонконге. В результате продолжительность полета увеличилась с двух до четырех часов.
Все авиакомпании, допущенные к чартерным рейсам в этом году, стараются показать, что для них это событие исключительной важности.
"Мы обещаем приятные сюрпризы и высочайший класс обслуживания всем пассажирам этих исторических рейсов", - заявил в пятницу в Тайбэе журналистам официальный представитель авиакомпании EVA Airways. Все пассажиры этой авиакомпании получат небольшие сувениры и памятные конверты для билетов.
Другая тайваньская авиакомпания - Far Eastern Air Transport собирается устроить в аэропорту города Гуанчжоу специальную вечеринку, посвященную историческим перелетам.
Не менее ответственно подходят к будущим рейсам китайские авиакомпании. По словам представителей китайской авиакомпании Air China, один из стюардов будет развлекать пассажиров игрой на саксофоне во время полета, а стюардессы будут одеты в традиционные китайские платья "ципао".
Все члены команды прошли краткие курсы тайваньского диалекта китайского языка для того, чтобы пассажиры чувствовали себя как дома с того момента, как они поднимутся на борт самолета. Авиакомпания также откажется от стандартных обедов и будет кормить пассажиров традиционными тайваньскими блюдами.
Другая китайская авиакомпания China Eastern подготовила праздничную форму для всех членов экипажа. Сообщается, что костюмы стюардесс будут украшены огромными бабочками.
Между тем билеты на рейсы пока раскупаются не так активно, как ожидалось. Полностью выкуплены места только на линии Шанхай - Тайбэй, шанхайские власти сейчас даже пытаются договориться о переносе сюда части рейсов из других городов или замене лайнеров на более вместительные.
Напротив, в Гуанчжоу и Пекине до сих пор не продано большое количество билетов. По словам представителей авиакомпаний, относительно низкий спрос объясняется двумя причинами.
Во-первых, соглашение о прямых чартерных рейсах было достигнуто тогда, когда многие уже забронировали себе билеты на регулярные рейсы через Гонконг. Во-вторых, по условиям соглашения воспользоваться новой услугой могут только тайваньские бизнесмены, официально зарегистрированные при местных торговых палатах, что автоматически исключает из программы тысячи обычных тайваньцев.
В Пекине и в Тайбэе по-разному оценивают значение прямых чартерных перелетов для будущего отношений в Тайваньском проливе. В Тайбэе заявляют, что прямые перелеты должны стать первым шагом на пути улучшения контактов, в то время, как официальный Пекин по-прежнему отказывается смягчать свою позицию по отношению к тайваньскому лидеру Чэнь Шуйбяню, сепаратисткая деятельность которого, по мнению пекинских властей, является главной угрозой миру и безопасности в регионе.