"Чеченцы - это граждане России, но они не находятся под защитой закона", - говорит Анна Политковская в интервью, перевод которого публикует Inopressa.ru. По словам журналистки, в Чечне властвует только закон войны. "Твоя жизнь зависит от того, у кого в руках оружие, - говорит Политковская. - Там ты не человек".
Тяжкие обвинения выдвигает журналистка в адрес Запада. "Если бы война шла первый год, то тогда Европа могла бы об этом ничего не знать, но почему она делает вид, что ничего не знает на четвертом году войны?" - говорит она.
По мнению Политковской, более трех лет Запад смотрит сквозь пальцы на то, что в Чечне не соблюдаются права человека. "Я думаю, что Запад не хочет никаких перемен", - говорит журналистка. Она приводит несколько примеров: по настоянию российского правительства миссия ОБСЕ отозвана из Чечни, Москва отказала во въезде в Чечню делегации Европарламента. "И как отреагировал на это Запад? Полным молчанием!" - негодует Политковская.
Только Совет Европы, считает она, еще как-то волнует ситуация в кавказской республике. Так, на прошлой неделе на месте событий побывала его делегация.
Однако, по мнению Политковской, Запад должен делать намного больше: "Европейцы должны заставить правительство Путина заключить мир", - говорит журналистка. Мирные переговоры, утверждает она, возможны только при международном посредничестве.
Политковская говорит, что после захвата заложников в московском театральном центре "Норд-Ост" стало еще труднее посадить обе стороны за стол переговоров. Как известно, российское правительство отказывается вести переговоры с бывшим чеченским президентом Асланом Масхадовым, потому что оно рассматривает его и его спецпредставителя Ахмеда Закаева как террористов. Политковская с этим не согласна.
В кавказской республике ширятся ряды радикалов, особенно среди молодых людей, которые не знают ничего, кроме войны, отмечает она. "Для них образцом для подражания являются террористы из "Норд-Оста" и террористы из Грозного", - утверждает Политковская. И это одна из причин, почему необходимо ускорить мирный процесс: "Еще год, и мы уже не сможем переубедить этих молодых людей".