По ее словам, в день, когда ее задержали, она находилась в номере одной из гостиниц города Владимира. Оттуда ее выманили обманом: женщина-портье позвонила ей и попросила спуститься вниз под предлогом, будто хочет что-то спросить. Но вместо этого там ее ожидали "пять суровых мужчин". Двое из них представились сотрудниками Федеральной миграционной службы (ФМС) и доставили ее в здание своего ведомства, объяснив, что гражданка Франции "нарушила закон".
Уже непосредственно в ФМС некий "малый начальник" заявил ей, что официальная цель ее пребывания в России не совпадает с реальными действиями, имея ввиду ее встречи с оппозицией. В качестве доказательства он назвал ей время, место и имя человека, с которым она действительно виделась в Петрозаводске. На этом основании журналистка сделала вывод, что за ней следили.
"Никогда за 10 лет журналистской работы в постсоветской России - в том числе в течение 8 лет, когда я жила там и освещала войну в Чечне, - власти не предъявляли мне обвинений, влекущих за собой столь серьезные последствия", - пишет Нива и отмечает, что чиновник грозил ей штрафом, аннулированием визы и депортацией в трехдневный срок. При этом слово "журналист" за все четыре часа допроса не прозвучало ни разу.
Анна Нива задается вопросом, почему с ней так обошлись владимирские чиновники. "Может быть, они выполняли указания? Или я стала жертвой "совпадения"? Они просто проверяли, чем я занята, или хотели меня припугнуть? Или и то и другое сразу? Эта странная смесь неразберихи и попыток запугать характерна для России накануне выборов, на которых, несомненно, победит Путин", - заключает она.
Напомним, после скандального выдворения журналистки, посол России во Франции Александр Орлов принес ей извинения и пригласил за новой визой, а глава ФМС Константин Ромодановский назначил служебную проверку в УФМС по Владимирской области, по результатам которой глава регионального ведомства подал в отставку.