Данные западных разведывательных агентство о секретах Саддама в 1975 году были настолько точны, что британский МИД знал обо всех его проблемах со здоровьем, самой серьезной из которых было повреждение межпозвонкового диска в нижнем отделе позвоночника. Об этом свидетельствуют документы Национального архива, обнародованные вчера по истечении 30 лет секретности, пишет британская The Times (перевод на сайте Inopressa.ru).
Формально в тот момент он еще не был президентом, однако уже считался бесспорным лидером Ирака, и британские союзники того времени беззастенчиво его превозносили.
В высших багдадских кругах ходили слухи, что, если Саддаму не будет сделана операция, он может оказаться в инвалидном кресле.
Множество дипломатических документов содержат экспертные мнения ведущих медицинских умов Уайтхолла о том, может ли помочь Саддаму британская медицина.
10 января 1975 года Терри Кларк, высокопоставленный чиновник ближневосточного отдела британского министерства иностранных дел и по делам Содружества, телеграфировал в британское посольство в Багдаде:
"Меня уведомили, что если Саддам страдает от сломанного диска, который задевает седалищный нерв, то есть операция под названием ламинэктомия, которую регулярно и успешно проводят в различных больницах Соединенного Королевства и которая дает очень хорошие шансы на полное выздоровление".
Джон Грэм, британский посол в Багдаде, воспринял это известие с большим энтузиазмом, ответив:
"Все это очень ободряет. Я ни в коей мере не настаиваю на том, чтобы мы советовали Саддаму воспользоваться таким лечением в Соединенном Королевстве, но эта информация может быть полезной, если иракцы когда-либо обратятся сами".
Сведений о том, принял ли Саддам британское предложение или получил помощь где-то в другом месте, нет. Складывается впечатление, что спина у него продолжает болеть. Во время суда Саддам жаловался на боли в спине, а также на зубную боль и другие недуги.
Британское правительство отчаянно обхаживало Саддама в 1975 году. В 1971 году дипломатические отношения между странами осложнились, так как Багдад счел, что Великобритания встала на сторону Ирана в долгом диспуте о границах. Нормальные контакты были восстановлены в 1974 году, и Дэвид Энналс, министр иностранных дел, посетил Багдад с двухдневным визитом доброй воли. Ирак направил королеве телеграмму по поводу дня рождения, а она ответила, передав "искренние поздравления и сердечные пожелания процветания и счастья для иракского народа".
Уайтхолл был не единственным, кто пытался снискать расположение Саддама и его коллег – лидеров партии "Баас". Британские компании вместе с конкурентами из Франции, Германии и США шумно спорили за право продавать в Ирак оборудование для зарождающихся программ вооружений Саддама.
В апреле 1975 года высокопоставленные американские советники Госдепартамента Генри Киссинджера составляли о Саддаме страстные доклады. Британские дипломаты разделяли восхищение, но оценка надежности, составленная для кабинета министров, предупреждала: "Ирак – это, по сути, полицейское государство, управляемое и почти полностью контролируемое партией "Баас" и ее силами безопасности".