"С задней стороны аппарата есть небольшая белая штука, которая выглядит симпатично, почти как хвостик, - отмечает автор статьи, американский научный обозреватель Джефф Брюмфиэль. - В Curiosity используется плутоний-238. Это прекрасное топливо для работы: оно очень радиоактивно, дает большое количество тепла".
Плутоний-238 распадается и греет марсоход примерно с такой мощностью, как двухкиловаттный электрочайник, отметил старший научный сотрудник ГАИШ МГУ, специалист по звездной динамике Владимир Сурдин, отвечая на вопрос издания "Постнаука". "На все его моторы, все приборы хватит с лихвой. А еще - чтобы не дать ему замерзнуть, ведь на Марсе по ночам холодно и многие системы марсохода требуют довольно стабильной температуры, особенно научные приборы. Вот этот генератор еще и тепло им будет давать в ночное время", - замечает эксперт.
Плутониевого генератора Curiosity, как ожидается, хватит лет на 20-35. Радиоактивный элемент постепенно теряет мощность, но период полураспада у него 88 лет, так что, если все хорошо пойдет, несколько десятков лет марсоход сможет проработать, добавил ученый.
NASA и оружие Холодной войны
Плутоний-238 трудно получить - он не существует в природе, и только две страны в мире обладают серьезными его запасами, в свою очередь подчеркивает в статье Джефф Брюмфиэль, которого цитирует Inopressa. Плутоний-238 использовался для получения изотопа 239, который применяется в ядерных зарядах. В 1960-х годах США и СССР охотились за плутонием-239. Они строили секретные реакторы для обогащения урана. Использовать плутоний-238 для космических кораблей догадались позже, пишет автор.
Причина того, что на марсоходе NASA используется плутоний советского производства, проста - США прекратили производить его еще в конце 1980-х годов, когда стало ясно, что обе стороны накопили достаточное количество боеголовок, чтобы уничтожить цивилизацию. Сначала американские специалисты использовали в своих космических проектах плутоний из собственных ядерных могильников. Однако вскоре они иссякли. Тогда NASA обратилось к России. Первая партия с российской установки пришла в 1990-х годах, и с тех пор американцы получили от 30 до 40 килограммов плутония, отмечается в статье.
Что еще есть нашего на Марсе
Отметим, что плутониевый генератор - не единственный российский прибор, установленный на марсоходе. Недавно Curiosity успешно протестировал детектор ДАН ("Динамическое альбедо нейтронов"). Прибор разработан в Институте космических исследований РАН под руководством завлабораторией космической гамма-спектроскопии института Игоря Митрофанова.
Он представляет собой нейтронный "щуп": генератор прибора облучает поверхность планеты нейтронами высоких энергий и по свойству потока вторичных нейтронов определяет содержание водорода, а значит воды, а также гидратированных минералов. Зоны с большим количеством этих веществ представляют наибольший интерес для поиска следов жизни.
К тому же на ракете Atlas, которая запустила ровер к Марсу, стоят российские двигатели - на первой и второй ступенях. "Мощные, хорошие. Есть у нас достойные отрасли в технике, которые американцы покупают и используют без зазору", - отмечает Владимир Сурдин.