Идея о проведении расследования в этой области возникла после произнесенной фразы в одной из телепрограмм. В результате вскрылись кошмарные подробности, пишет газета. Тот, кто говорил об "индустрии смерти", возможно, не отдавал себе отчета в том, насколько он близок к реальному положению вещей. На протяжении многих месяцев в Ираке продавалось лишь сырье одного рода, которым стала богата эта страна, - человеческие тела.
Трупы, органы для трансплантации, отрезанные головы, из которых делают пособия для школ молодых дантистов, каждый день грузятся в рефрижераторы, направляющиеся в Кувейт или к иранской границе. В конечном итоге они оказываются госпиталях и клиниках Австралии, Японии, Швейцарии. В этом нелегальном бизнесе крутятся миллиарды долларов, выплачиваются огромные взятки и нарушаются все моральные принципы.
Первые подтверждения существования этой нелегальной деятельности появились несколько недель назад. Тогда на границе с Сирией в населенном пункте Аль-Куэйм был задержан транспорт с человеческими останками. Водитель грузового автомобиля попытался подкупить полицейских, которые явно принадлежали к когорте еще недостаточно "подмасленных". В конце концов, после длительных переговоров, трупы были оставлены в пустыне, поскольку никто не знал, что с ними делать. В этой зоне нет холодильных камер. Кроме того, никто не знал происхождения этих останков.
Эта история походила на сцену из фильма ужасов, пишет La Stampa. Визит в столичный морг и встречи с врачами и полицейскими подтвердили правдивость этой истории, более того, стало очевидным, что этот нелегальный бизнес хорошо организован.
Доктор Селим Аббас из госпиталя "Тебе Аль-Адли" рассказал, что на телах, которые доставляются в морг, медики постоянно находят характерные изменения. "Первые случаи имели место прошлой зимой, когда все чаще взрывались автомобили-бомбы и резко возросло число жертв среди гражданского населения. На некоторых трупах имелись повреждения, полученные в результате взрыва, но другие были иссечены скальпелем, - говорит врач. - Стало ясно, и это становилось все более очевидным в последующие месяцы, что кто-то забирает тела жертв, чтобы отправлять их в госпиталя или в частные исследовательские центры, где из них извлекаются сердце, почки и печень. Органы быстро замораживались, а нам доставлялось все, что осталось".
Достоверность этих данных подтвердил генерал и руководитель криминальной полиции Сафа Аднан. По его словам, подобный бизнес зародился еще во времена Саддама.
"К сожалению, в этой стране никогда не было недостатка в умерших, - рассказывает полицейский. - Несколько лет назад воришка потихоньку пробрался на виллу в квартале Аль-Мансур, но вместо шикарной обстановки он увидел несколько холодильников с человеческими останками. Бандит в ужасе убежал, но потом сообщил об увиденном в полицию. За этим последовали обыски и аресты, газеты Саддама много об этом писали, был раскрыт канал поставки человеческих органов из Ирака в Эмираты, а затем в западные страны. Вы знаете, вам, гражданам западных стран, мусульмане могут не нравиться, но, возможно, по частям они более привлекательны, ведь у них есть сердце и печень, как у всех!"
В основе нелегальной торговли человеческими органами были коррумпированность чиновников режима Хусейна и катастрофические экономические последствия эмбарго. Вполне логично, что после войны этот бизнес возобновился в стократном объеме - бедность в Ираке продолжает распространяться, а "сырье" становится все более доступным.
"В иные дни, когда имеют место самые кровавые теракты, цены снижаются, только что извлеченное сердце может стоить не больше 200 долларов", - рассказывают врачи.
"Если нам удается арестовать кого-то из этих торговцев, мы беспощадны, такие люди достойны лишь смерти, - говорит Сафа Аднан. - Теперь мы особо внимательны, мы регистрируем все автомобили, доставляющие трупы в морг, фотографируем тела и тех, кто их доставил, но этот бизнес настолько широко развит, что мы не в состоянии положить конец подобной практике".
"Пару месяцев назад мы арестовали торговцев, принадлежащих к различным группировкам, но это была лишь мелкая рыбешка, ведь в каждой организации есть "шакалы", помимо врачей и простых перевозчиков. В состав других групп входят профессионалы, которые похищают людей, прежде всего детей, на органы", - рассказывает он.
О том, как происходит похищение тел, рассказал доктор Тахрид Мохаммнед, гинеколог из клиники Аль-Бейях. "В медицинских кругах Багдада об этом феномене много говорят, потому что стало совершенно очевидным, что существует по меньшей мере четыре организации, - говорит врач. - У них имеются фургоны и машины скорой помощи, кроме того, они, вероятно, подкупают водителей, работающих в больницах. Как только где-то происходит теракт, туда приезжают эти преступники, опытным взглядом выбирают жертвы (самых молодых, менее изувеченных, тех, кто еще дышит) и увозят их. Когда тела поступят в судебные морги, родственникам скажут, что тело невозможно было опознать, и оно сразу же было захоронено. Таким путем десятки, а возможно, и сотни иракцев превращаются в товар на мировом рынке трансплантатов".
1500 долларов за почку, 1000 долларов за печень, 50 долларов - за голову
Полторы тысячи долларов дают за почку, тысячу долларов - за печень в хорошем состоянии, около 50 долларов - за голову, которая в учебных заведениях, где готовят зубных техников, станет учебным пособием для студентов. Речь идет о невероятно низких ценах. В Европе придется заплатить в десятки раз больше, если обратиться, как это обычно происходит, в приют или госпиталь, отмечает издание.
"Хорошо известны имена крупных торговцев, - рассказывает доктор из госпиталя "Аль-Хайял", пожелавший остаться неназванным. - Самыми известными являются гражданин Турции и иранский гражданин, их знают все. Также прекрасно известно, что большая часть поставок за рубеж проходит через селение Шаланджа, расположенное к югу от Басры. Не исключено, что взятки получают и западные чиновники".
В медицинских кругах говорят, что в июне турецкий торговец вместе с сингальцем экспортировал человеческие органы на сумму 4 млн долларов.
По сути, удивляться нечему: суровые реалии страны, превращенной в игровое поле и храм гиперсвободной торговли, требуют, чтобы экспортировалось сырье, имеющееся в изобилии, пишет La Stampa.