Адвокат россиянина Альберт Даян в четверг, 27 октября, провел допрос главного свидетеля обвинения - бывшего партнера Бута, британского подданного Эндрю Смуляна, также обвиняемого в контрабандной торговле оружием, передает ИТАР-ТАСС.
В конце 2007 года Смулян предложил Буту участие в сделке с представителями группировки Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК), которые оказались агентами американского Управления по борьбе с наркотиками (УБН), принимавшими участие в операции по разоблачению якобы преступных намерений россиянина.
Сразу после ареста партнеров в Бангкоке в марте 2008 года Смулян признал свою вину, пошел на сделку с американским следствием и был на следующий же день экстрадирован в США. В июле 2008 года он заключил соглашение о сотрудничестве с прокуратурой, которое может означать смягчение ему будущего приговора в обмен на предоставление всех необходимых показаний.
Во время допроса Смулян периодически заявлял, что не помнит те или иные факты. Однако адвокату не раз удавалось "освежить" память свидетеля, показывая его собственную переписку и запись телефонных переговоров с Бутом и агентами.
Так, Смулян не сразу подтвердил, что Бут "не соглашался на сделку с РВСК, указывая, в том числе, что не имеет дел с наркоторговцами".
Он также согласился с тем, что "никогда не говорил Буту о том, что РВСК имеет намерения убивать американских граждан или американских пилотов в Колумбии". Одним из обвинений, предъявленных Буту, является преступный сговор с целью убийства граждан США.
Смулян также показал, что "никогда не имел намерений убивать американцев", а заявлял это, поддакивая агентам УБН.
Интересной деталью допроса стал тот факт, что на встречу с Бутом в Москве в январе 2008 года Смулян прибыл без какого-либо списка вооружений и цен на него, хотя ранее, в течение почти трех месяцев, тщательно обсуждал с подставными агентами нужды группировки. При этом на встрече речь шла о продаже двух самолетов Бута.
Далее адвокат привел слова Смуляна, адресованные агентам, о том, что те "обязаны приобрести самолеты" Бута. По мнению адвоката, такая настойчивость Смуляна была обусловлена тем, что он понимал, что единственной причиной, по которой Бут мог встретиться с агентами УБН, было обсуждение с ними сделки по продаже двух его самолетов.
Генеральная линия защиты заключается в том, чтобы показать присяжным, что россиянин "собирался продавать не оружие, а лишь два грузовых самолета".
Даян также напомнил жюри, что на встречу в Бангкоке Бут привез только две брошюры с описанием самолетов. При этом никаких списков оружия при нем не было.
Смулян подтвердил, что во время подготовки встречи в Таиланде сообщил агентам, что Бут больше не занимается доставкой военных грузов. Кроме того, он согласился с тем, что сообщил Буту, со ссылкой на агентов, о готовности РВСК заплатить 5 млн долларов за два его самолета, однако продолжил настаивать, что самолеты являлись частью общей планировавшейся оружейной сделки с группировкой.
После завершения допроса Смуляна в зал суда в качестве еще одного свидетеля обвинения был приглашен летчик Джеймс Робинс, который в 1997-98 годах работал на авиакомпании Бута, базировавшиеся в ЮАР, Анголе и Центральноафриканской Республике.
Пилот рассказал, в частности, что во время своего визита в одну из африканских стран он видел погрузку оружия на самолеты авиакомпании Бута. При этом он не подкрепил данное показание какими-либо фактами.
По словам пилота, парк самолетов авиакомпании Бута состоял из десяти разных моделей грузовых и пассажирских лайнеров, в том числе Ил-76, Як-40, Ан-12 и Ан-8.
Заседание продолжится в 09:00 по местному времени (17:00 мск). Не исключено, что допрос свидетелей завершится уже сегодня. После этого защита и обвинение выступят с заключительным словом.
Затем судья даст наставления присяжным, и они удалятся на совещание для вынесения вердикта, которое может занять от нескольких минут до нескольких дней.
Буту предъявлены обвинения из четырех пунктов: преступный сговор с целью убийства граждан США, преступный сговор с целью убийства лиц, находящихся на госслужбе, преступный сговор с целью приобретения и продажи зенитных ракет, преступный сговор с целью поставок оружия террористическим группировкам.
Ни по одному из предъявленных обвинений виновным себя россиянин не признал. В случае вынесения обвинительного приговора 44-летнему бизнесмену грозит от 25 лет тюрьмы до пожизненного заключения.