Напомним, ранее на этой неделе Ахмади Нежад, выступая на конференции "Мир без сионизма", повторил слова имама Хомейни о том, что "Израиль должен быть стерт с карты мира".
Президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад отверг критику со стороны мирового сообщества в связи с его антиизраильскими высказываниями, сообщает РИА "Новости". "Они (мировые государства) свободны в своих высказываниях, и вправе говорить, что хотят. Но их слова пустые", - сказал президент Ирана на массовой демонстрации жителей Тегерана, приуроченной к Всемирному дню "Аль-Кудс" - дню солидарности с палестинским народом в борьбе с сионистским режимом Израиля.
"Естественно, если высказывания правильные, они получают отклик", - заявил президент Ирана. По мнению Ахмади Нежада, Израиль и ряд мировых держав "полагают, что весь мир должен подчиниться им". Он также подверг резкой критике агрессивную политику Израиля в отношении Палестины. "Сионисты спокойно убивают палестинцев, бомбят их дома. И после этого они думают, что никто не подвергнет их критике", - подчеркнул президент Ирана.
Заявление Ахмади Нежада осудили внешнеполитические ведомства Франции, Великобритании, Германии, Испании, Канады, США. Вице-премьер Израиля Шимон Перес предложил исключить Иран из состава ООН.
Следуя примеру многих стран мира, Швейцария в четверг выразила свое недоумение по поводу этого же высказывания, пишет швейцарская газета Le Temps. Федеральное ведомство иностранных дел вызвало посла Ирана в Берне, которому было заявлено, что если эти высказывания отражают официальную позицию Тегерана, то Швейцария может их только осудить. "Непонятно, как государство, являющееся членом ООН, может призывать к насильственному уничтожению другого государства - члена ООН", – говорится в коммюнике ведомства. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)
Эксперт Женевского центра политики в области безопасности Шахрам Чубин поделился с газетой Le Temps своими соображениями по поводу заявления Ахмади Нежада. Его не удивили слова иранского президента. "Махмуд Ахмади Нежад - чистый продукт хомейнистской революции, человек, который за минувшие 25 лет так ничему и не научился", - сказал Чубин.
Впрочем, напомнил он, иранский президент с аналогичной речью уже выступил в сентябре перед Генеральной Ассамблеей ООН, обращаясь в большей степени к своей общественности, чем к остальному миру. По словам Чубина, за иранским президентом стоит не очень многочисленное течение, но оно пользуется влиянием среди различных группировок Корпуса стражей исламской революции. Речь идет о жестком крыле в правящем режиме. В этом смысле сказанное не вызывает удивления, но когда с такими заявлениями выступает президент страны, это всегда неожиданно, добавил он.
На вопрос, какие последствия это может иметь для региона, эксперт сказал, что последствия могут быть огромными в том смысле, что эти слова подтвердят правоту США и Израиля, которые не перестают повторять: вопрос заключается не в том, имеет ли Иран право стать ядерной державой или нет, но в том, какого рода режим существует в Иране.
Если бы Иран вел себя, как Индия, оснований для тревоги было бы меньше. Хомейни 25 лет назад говорил то же, что сегодня говорит Ахмади Нежад, но разница в том, что у хомейнистского Ирана не было ракет, которыми сегодняшний Иран может угрожать всему региону, а не только Израилю. Подумайте о Катаре, о Бахрейне и о Пакистане, вставших на путь нормализации отношений с еврейским государством. Фактически Ахмади Нежад пригрозил и им, сказав о "громе и молнии ислама", которые на них обрушатся.
Чубин считает, что в Иране возникнет мощное давление, направленное на то, чтобы успокоить страсти. С тех пор, как в сентябре вопрос об иранском атоме обострился, а МАГАТЭ приняло резолюцию против Тегерана, биржа рухнула, капиталы "бегут" из страны. Жесткая линия, воплощением которой является Ахмади Нежад, вызывает негативную реакцию, заключил он.
В Иране - День солидарности с палестинским народом в борьбе с сионистским режимом Израиля
Ранее в пятницу в эфире иранского телевидения глава МИД Ирана Манушехр Моттаки заявил, что "изложенная президентом точка зрения выражает политику Исламской республики Иран". Он напомнил, что Иран "не признает сионистский режим и не считает его законным".
По всей стране в пятницу широко отмечается Всемирный день Иерусалима. Этот праздник, посвященный борьбе палестинского народа против израильтян, был учрежден основателем Исламской республики Иран аятоллой Хомейни в 1980 году и отмечается в последнюю пятницу священного для мусульман месяца рамадан.
Десятки тысяч иранцев участвуют в шествиях. В Тегеране колонны манифестантов из семи точек города идут в направлении тегеранского университета, где пятничную молитву проведет председатель Ассамблеи по определению блага строя Ирана Али Акбар Хашеми Рафсанджани. Манифестанты выкрикивают лозунги "Покончим с США!", "Долой Израиль и Великобританию!" и несут плакаты, осуждающие "преступления мирового деспотизма и сионизма".
Иран и Израиль сегодня - заклятые враги, хотя при режиме иранского шаха две страны поддерживали неплохие отношения, пишет газета "Время новостей". После исламской революции 1979 года дипломатические отношения между ними были разорваны. Призыв "стереть Израиль с карты мира" - часть повседневной иранской внутриполитической риторики. Этот лозунг в последние годы постоянно присутствует на сентябрьских военных парадах в Тегеране, где Иран демонстрирует свои баллистические ракеты "Шехаб". Однако лидеры страны до сих пор предпочитали воздерживаться от подобной резкости в отношении нелюбимого ими, но реально существующего государства.
Несдержанность президента Ахмади Нежада можно объяснять его молодостью - ему 49 лет. Или неопытностью - он заступил на свой пост лишь в августе нынешнего года. Или бурным революционным прошлым - он был активным участником событий 1979 года, и его даже подозревали в том, что он принимал участие в захвате 52 американских заложников в посольстве США. Но как бы то ни было, его заявления, призывающие к уничтожению целого государства, прозвучали недопустимо вызывающе. Стремление поднять в народных массах ненависть к Израилю обернулось для Ахмади Нежада внешнеполитическим провалом и нежданной победой для недругов Тегерана.
Несколько лет назад Америка включила Иран в "ось зла", стараясь изобразить эту страну мировым изгоем. Крайне деликатная ситуация сложилась сегодня вокруг иранской ядерной программы. Тегеран уверяет, что она носит исключительно мирный характер. Запад не верит этим словам и считает, что Иран стремится получить ядерное оружие. Чаша весов и без того склоняется не в пользу Тегерана - в конце сентября Совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) принял резолюцию, предусматривающую возможность передачи "иранского ядерного досье" в Совет безопасности ООН с перспективой введения экономических санкций против Ирана.
Против этого сценария выступает Россия, пытаясь разрешить конфликт дипломатическим путем. Всего за день до скандального выступления с Махмудом Ахмади Нежадом по телефону говорил президент России Владимир Путин. В ходе разговора была подчеркнута необходимость разрешения ситуации вокруг ядерной программы Ирана "в правовом поле МАГАТЭ политическими методами". Да и личная встреча двух лидеров состоялась совсем недавно - это было 15 сентября в Нью-Йорке.
России предстоит трудная задача - объяснить Тегерану неприемлемость призывов к "редактированию" карты мира по собственному смотрению, не допустив при этом ухудшения двусторонних отношений. "Чем больше на Иран оказывается внешнее давление, тем больше радикализируются настроения внутри Ирана, что противоречит интересам международного сообщества - говорит председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. - Я считаю позицию России по Ирану более перспективной и выверенной, чем у США или стран Запада. Мы имеем гораздо больше возможностей быть услышанными. И в наших интересах сохранение Ирана, как полноправного члена международного сообщества".
Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что заявление Ахмади Нежада по Израилю в России считают неприемлемым. "Мы доведем это до сведения иранской стороны", - сказал Лавров. По его словам, заявление иранского лидера дает дополнительный аргумент в пользу передачи "ядерного досье" Ирана в Совет Безопасности ООН. "Не могу не признать, что те, кто настаивал на передаче "ядерного досье" Ирана в СБ ООН, получают дополнительный аргумент", - сказал Лавров.