The Guardian: "Катастрофу преподнесли как успешную операцию"
Архив NEWSru.com
Обладали ли российские власти достоверной информацией о количестве погибших заложников сразу же по окончании штурма, остается одним из главных вопросов, на который до сих пор нет ответа. Первые цифры, озвученные властями в субботу утром, касались 10-20 погибших. Затем мэр Москвы Юрий Лужков сообщил о 30 жертвах среди заложников.

Нет никаких сомнений в том, что именно эти относительно скромные цифры, соответствующие приблизительно 1%-4% от общего количества заложников, побудили Тони Блэра, Джорджа Буша и других западных лидеров охарактеризовать операцию как впечатляющий успех.

Как сообщает The Guardian, перевод статьи которой публикует Inopressa.ru, журналисты, побывавшие на месте событий через несколько минут после штурма, насчитали более 100 тел, положенных перед зданием театрального центра.

Некоторые из них были еще живы, но серьезно пострадали от воздействия газа. Так что невозможно сказать с определенностью, что официальные лица уже знали, что количество жертв намного превышает обнародованные ими цифры.

Ясно лишь, что и с живыми и с мертвыми обращались неподобающим образом: их выносили, держа за руки и за ноги, без использования носилок, и сваливали в кучу на всеобщее обозрение. Кроме того, власти хранили молчание о том, какой газ был применен и насколько он смертоносен при использовании в больших дозах.

В субботних телерепортажах расплывчато говорили о том, почему оставшиеся в живых были отправлены в больницы. Там говорилось о "стрессе" и "шоковом состоянии", хотя врачам сразу же стало известно, что эти люди находились в бессознательном состоянии. По телевидению показали, как президент Путин посетил одну из московских больниц, где лежали освобожденные, находившиеся в удовлетворительном состоянии.

Лишь вчера проправительственные российские телеканалы начали сообщать о том, что освобожденные заложники подверглись сильному воздействию газа и что многие из них находятся в реанимации - зарубежные СМИ об этом сообщили еще в субботу. По-видимому, из-за большого количества пострадавших власти больше не могли держать общественность в неведении.

В первый день на основных телеканалах доминировала точка зрения о том, что все заложники считали штурм необходимым и что решение о его проведении было принято только после того, как чеченцы начали расстреливать заложников.

"Когда люди почувствовали запах газа в зрительном зале, они поняли, что начался штурм, и все обрадовались", - заявила одна из освобожденных заложниц государственной радиостанции "Голос России".

Кроме того, проправительственные телеканалы настойчиво увязывали эти события с "международным терроризмом", а не с войной в Чечне. " Мы больше не можем чувствовать себя в безопасности. Это наше 11 сентября", - заявил ведущий аналитической программы на канале ТВ-Центр Алексей Пушков, попытавшийся поставить Россию на один уровень с США.