На Конгрессе, который открылся сегодня и собрал около ста представителей Чечни, России, европейцев и американцев, обсуждаются возможности мирного урегулирования ситуации в республике. Москва назвала конгресс "антироссийской акцией", "сходкой, финансируемой чеченскими террористами и покровителями из "Аль-Каиды". Государственные СМИ сегодня не оставили Дании ни шанса, ни секунды эфира для защиты, походя выступив за запрет в России датских продуктов.
В ответ МИД Дании заявил: "Правительство попросило российские власти как можно быстрее предоставить конкретную информацию и доказательства о лицах, у которых есть связи с актами террора, для того, чтобы датские власти могли принять необходимые законные шаги в отношении таких террористов" - заявление МИДа Дании, в котором также подчеркивается, что датские власти уже тщательно проверили, кто участвует в этой конференции.
Не запретила, потому что и не разрешала
В Дании для проведения любого собрания, демонстрации или создания любой организации не нужно разрешения каких-либо властных структур. Это положение действует в Дании точно так же, как и все остальные законы этой страны, сообщает корреспондент NEWSru.com в Копенгагене Леонид Хмельницкий.
Датский адвокат, к которому он обратился с вопросом "Почему датские власти не могут запретить проведение чеченского конгресса?", ответил: "По конституции".
"Тут все просто - если хочешь провести собрание, митинг, демонстрацию, конгресс, да что угодно, тебе в некоторых и очень немногих случаях нужно поставить в известность полицию. Но не для того, чтобы они что-то разрешали, а только для того, чтобы они могли сказать, могут они обеспечить безопасность этого мероприятия или нет, и предупредить водителей, чтобы объезжали это место, чтобы пробок не создавать", - объясняет адвокат.
"Если же хочешь провести какое-либо собрание внутри любого помещения, то, если владелец не против, ты вообще никому ничего не должен говорить. Тем более просить на это разрешение со стороны властей. Это не их дело".
Именно об этом прямо говорится в 79 статье конституции Королевства Дания:
"Граждане имеют право без предварительного разрешения собираться без оружия. У полиции есть право наблюдать за собранием граждан в общественных местах. Собрания под открытым небом могут быть запрещены, если от них может исходить угроза общественному спокойствию".
Толкования этой статьи упоминают лишь то, что один запрет на проведение нескольких собраний невозможен ни при каких обстоятельствах, а также то, что запрет на какое-либо отдельное собрание может иметь место, если есть "доказанное наличие реальной и актуальной (на данный день) угрозы реального нападения" на собрание.
Кому собрания все же могут запретить
В Дании существуют конфликтующие между собой группировки рокеров.
После того, как одна из групп запустила противотанковую ракету в дом, где собиралась на ежегодную и абсолютно открытую вечеринку другая группа - дело происходило в центре Копенгагена в середине 90-х, к 79 статье Конституции появилось примечание:
"запрет на собрания рокеров в определенных зданиях не противоречит 79 статье, поскольку есть реальный и актуальный риск опасного нападения".
На практике самое большее, что может сделать полиция, это обязать организаторов собрания ставить ее, полицию, в известность о намерении провести следующее собрание. Но только если во время первого собрания были проблемы с общественным порядком.
Не так давно датские неонацисты захотели провести демонстрацию по главной пешеходной улице Копенгагена. Ответ полиции был таков: "Мы проанализировали все риски, и пришли к заключению, что наших ресурсов - человеческих и технических - не хватит на то, чтобы обеспечить вашу физическую безопасность и общественный порядок в заявленном вами месте. Мы можем обеспечить эти два параметра, если демонстрация будет проведена┘", дальше указывался адрес самой дальней и заброшенной части Копенгагена, где почти никто не живет. И тогда неонацисты отказались от этой затеи.
Тем не менее, отказываются не все. В сентябре 2002 года датский уличный проповедник Мозес Хансен, который публично называет ислам "религией зла" и уговаривает мусульман перейти в христианство, провел в одном из районов Копенгагена то, что он сам называл "крестным ходом". Его одного охраняли 600 полицейских. Но никто не запретил Мозесу проводить свою акцию.
Датское правительство следует законам
Именно об этом говорил министр иностранных дел Дании, когда заявил, что у его правительства нет конституционных полномочий запретить проведение чеченского конгресса. Потому, что его, министра, как и любого другого чиновника, просто никто не должен спрашивать.