Сейчас Китай собирается импортировать нефть из Сибири и все больше зависит от российской военной техники, пишет британская Guardian, а этот исторический пример показывает, что нынешние отношения следует строить на новой основе.
Ситуация дошла до точки кипения 2 октября 1959 года, когда Хрущев прибыл в Пекин прямо из Кемп-Дэвида, где состоялась его историческая встреча с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром.
Советский лидер подозревал, что недавнее столкновение на китайско-индийской границе было организовано для того, чтобы помешать его попыткам примириться с США. "Зачем вам нужно убивать людей на границе с Индией?" - вопрошал он. Китай, в свою очередь, утверждал, что конфликт был начат Индией. Хрущев язвительно сказал: "Да, они (индийские солдаты) начали стрелять и сами умерли".
Когда в спор со свойственной военным прямотой вступил министр иностранных дел, бывший генерал Чен Йи, Хрущев вышел из себя.
"Посмотрите на этого левого! Смотри, товарищ Чен Йи, будешь поворачиваться дальше влево, получится, что двигаешься направо," - повысил голос Хрущев.
Чен Йи отметил, что его не пугает ярость советского лидера. Никита Сергеевич предупредил генерала, что тому "не следует плевать" - даже с высоты своего положения, мол, "слюны не хватит".
Мао очень не нравилось то, что СССР свысока относится к Китаю. Он называл это неприемлемым отношением "отца к сыну". Кроме того, он обвинил Советский Союз в забвении коммунистических принципов. "Мы... можем назвать вас только приспособленцами", - сказал он Хрущеву.
Хрущев, которому всегда не хватало такта, начал встречу с изложения требования США о том, чтобы Китай отпустил шестерых американцев, осужденных за шпионаж. Переводчики заметили, что Мао это явно не понравилось.
Китай обвинил СССР в том, что он отказался помочь ему стать ядерной державой и продался "американскому империализму". СССР заявил, что Мао готов спровоцировать мировую войну.
Отношения восстановились лишь после развала Советского Союза. Сейчас Китай зависит от России, потому что покупает у нее основные военные системы. Также заключено соглашение о прокладке нефтепровода из Сибири в Китай.
Китайские эксперты по внешней политике говорят, что сегодняшние отношения с Россией строятся на совершенно иных основаниях. "Никто из нас не хочет быть сверхдержавой, - сказал один из экспертов. - Мы научились на собственных ошибках".
Советский протокол этого резкого спора будет опубликован в бюллетене вашингтонского международного исторического проекта по изучению холодной войны. Директор проекта Кристиан Остерманн назвал это одним из самых важных из доступных документов советских времен, позволяющих читателям увидеть "первые залпы китайско-советского раскола".