Первый проект - железная дорога, соединяющая столицу высокогорного Тибета Лхасу с Пекином, была официально открыта 1 июля 2006 года и стала единственным средством сообщения с регионом. Теперь эту ветку предполагается продолжить до второго по величине города Тибета - Сигазе. Проекты предусматривают электрификацию, проведение водопроводов и связи. Пекин рассчитывает, что появление телефонов и электричества приблизит тибетских пастухов к центральному китайскому телевещанию и миру телекоммуникаций. Электричество и телефоны косвенным образом улучшат качество жизни тибетцев и должны убедить их на конкретных примерах в добрых намерениях Пекина по отношению к ним, пишет итальянская газета La Stampa (полный текст - на сайте InoPressa.ru).
Однако все усилия, сделанные ранее, а это 63 млрд юаней, вложенных в развитие региона с 1994 по 2005 год, не привели к ощутимым результатам. Огромное влияние на местное население оказывает Далай-лама, находящийся в изгнании после неудавшегося антикитайского восстания в 1959 году. Его считают реинкарнацией Будды и его требование широкой автономии Тибета и вывода китайских войск, дислоцированных в регионе, имеют большую поддержку населения.
Издание отмечает, что несмотря на то, что все проекты осуществляются людьми, представляющими основную народность Китая - хань, вряд ли тибетцы превратятся в меньшинство в своем регионе. Большинство китайцев плохо переносят неблагоприятный климат региона, где местное население привыкло к недостатку кислорода, а также легочным и сердечно-сосудистым заболеваниям.
Кроме того, именно тибетская культура постепенно "завоевывает" Китай. Так же как сегодня на Западе в моде китайская медицина, так в Пекине и Шанхае, где 95% населения составляют хань, в моде тибетские лекарства и методы лечения. С усилением влияния буддизма, особое влияние во всей стране обретает ламаистский буддизм Тибета. Живые тибетские Будды, "ринпоче", пользуются уважением и почтением на всех уровнях китайского общества, в том числе и среди руководителей партии, которые все увереннее открывают у себя собственную духовную сферу после ухода воинствующего маоизма, отмечает издание.
Таким образом, Пекину очень важно перехватить духовное лидерство у Далай-ламы, тем более, что Далай-лама чувствует себя плохо и вскоре может умереть. Пекин уже дал понять, что хочет возглавить избрание следующего Далай-ламы. По традиции, его преемник реинкарнируется в ребенка, и группа монахов должна его признать. Далай-лама уже сказал, что его воплощение может родиться за пределами Тибета. Таким образом, начинается этап религиозных споров между Далай-ламой и антидалай-ламой, как несколько веков назад в Католической церкви были Папа и антипапа. Сейчас Пекину требуется заручиться определенным доверием, чтобы иметь возможность возглавить выбор своего Далай-ламы и бросить тень на другого, чему может немало поспособствовать своевременное финансовое вливание в регион.