Неуловимый экс-техник спецслужб США Эдвард Сноуден, застрявший в транзитной зоне "Шереметьево" и, по одной из версий, попавший в тупик из-за отсутствия документов, все еще имеет массу возможностей скрыться от кары американских властей
Reuters
Неуловимый экс-техник спецслужб США Эдвард Сноуден, застрявший в транзитной зоне "Шереметьево" и, по одной из версий, попавший в тупик из-за отсутствия документов, все еще имеет массу возможностей скрыться от кары американских властей. Такого мнения придерживаются, в частности, главные на данный момент сторонники "разоблачителя" - сотрудники Wikileaks. В то же время остальному миру разделить их уверенность не дает свежая информация из самих США. Там на связь с общественностью вышел отец Сноудена и назвал условия, при которых сын могу бы сдаться на милость родному правосудию.

Требования для возвращения сына Лонни Сноуден сформулировал и передал прокурорам США через своего адвоката. Всего их три: Энвард Сноуден должен сам выбрать, где его будут судить; он не хочет давать подписку о неразглашении; и не хочет, чтобы его брали под стражу. Об этом Лонни Сноуден заявил в интервью NBC.

Откуда отцу стало известно о предпочтениях скрывающегося ото всех сына, судить сложно: они не разговорили с апреля. Стоит отметить, что, излагая условия, Сноуден-старший заявил, что выполнение этих условий является обязательным, но вовсе не достаточным для возвращения Сноудена-младшего в США.

При этом он подчеркнул, что не считает сына предателем, хоть тот и преступил закон: "В данный момент я не считаю, что он совершил предательство. Он нарушил закон США в том смысле, что он распространил секретную информацию…. он предал свое правительство. Но я не считаю, что он предал народ Соединенных Штатов".

Лонни Сноуден в то же время опасается, что сын попал под дурное влияние. Его сотрудничество с Wikileaks настораживает отца. "Я не хочу, чтобы он оказался в опасности, но меня беспокоят те, кто окружает его. Я думаю, что Wikileaks, если посмотреть в прошлое, не всегда обращают внимание на конституцию Соединенных Штатов. Для них главное - просто распространить как можно больше информации", - пояснил Сноуден-старший.

Wikileaks: у Сноудена еще много вариантов

Wikileaks подобные подозрения пока не комментирует, но в то же время продолжает оказывать Сноудену посильную помощь. Словно чтобы подбодрить его, в пятницу адвокат Wikileaks и в частности Джулиана Ассанжа Майкл Ратнер дал интервью журналистам, в котором заявил, что будущее Сноудена отнюдь не трагично.

У экс-сотрудника американского АНБ по-прежнему остается множество вариантов, так что США не следует ожидать беспрекословного подчинения от других стран в этом вопросе, заявил адвокат RT.

"Я надеюсь, Сноудену удастся отправиться в Эквадор. Теперь настало время всем странам высказаться не только по поводу слежки за электронной почтой и звонками американцев и граждан других стран, но и по поводу того, что США вместе с Великобританией контролируют все оптоволоконные сети", - добавил Ратнер.

"Он был в Гонконге, этот Сноуден. Проблема китайская стала нашей проблемой"

Эдвард Сноуден прибыл в Москву в воскресенье и с тех пор остается где-то в транзитной зоне "Шереметьево" - а может, и вне ее - где ему удается никому не попадаться на глаза никому. Некоторые источники называют ситуацию тупиковой и считают, что новым поворотом в истории Сноудена может стать предоставление ему убежища какой-либо страной.

Время от времени эксперты делают предположения, что Россия могла бы стать тем государством, которое предоставит убежище Сноудену. Таким образом Москва могла бы улучшить свой имидж, встав на защиту прав американца. Однако уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин придерживается противоположного мнения: он полагает, что от такого шага больше проблем, чем пользы.

"Должны ли мы ему давать убежище? У меня однозначного ответа нет. Я в этом не уверен, - заявил омбудсмен "Интерфаксу". - Я не уверен, что Сноуден - подходящая фигура, которую надо поддерживать и жалеть потому, что он не нравится американцам... Отвечает ли нашим интересам - и национальным, и чисто человеческим, чтобы Сноуден находился у нас - я в этом не уверен", - выразил мнение омбудсмен.

"Он был в Гонконге, этот Сноуден. Почему он прилетел к нам? По существу, проблема китайская стала нашей проблемой, - подчеркнул Лукин. - Кто-то создал для нас ситуацию, когда мы занимаемся этим вопросом. Мы волне могли им не заниматься, а мы занимаемся. Здесь я вижу серьезную проблему".