Такие выводы в интервью изданию делает глава израильского Управления статистики в области заболеваемости раком эпидемиолог медицинской школы в Текнионе Гэд Реннерт. Он считает, что увеличение количества зарегистрированных случаев заболевания раком груди в зоне вокруг Чернобыля - это результат того, что "местные жители обеспокоены, они чаще проходят медицинское обследование". Если же взглянуть на данные по заболеваемости различными видами рака в Москве и Петербурге, где уровень радиации низок, то никакой разницы нет, - отмечает он.
"Мы должны доверять научным фактам, а не слушать то, что говорят люди. Пока никто не представил данных о том, что катастрофа оказала значительное воздействие на здоровье местных жителей. Единственное изменение - резкий рост уровня заболеваемости раком щитовидной железы среди детей (примерно на 400%)".
"Нет почти никаких данных о серьезных негативных генетических эффектах, хотя мы обнаружили определенные генетические изменения у детей "ликвидаторов", которые работали на АЭС сразу же после аварии, а потом переехали в Израиль. Но эти дети совершенно здоровы. Мы не нашли у них симптомов каких-либо болезней. Мы даже не сообщили им об этих изменениях, чтобы они не волновались зря".
Как заявил эпидемиолог, появились данные о росте уровня заболеваемости лимфотической лейкемией в государствах СНГ, но все эксперты подтверждают, что этот вид рака не связан с радиационным облучением.
Реннерт считает, что органы здравоохранения стран СНГ "заинтересованы в том, чтобы говорить о росте уровня заболеваемости в связи с Чернобыльской катастрофой". Он отмечает, что это позволяет им получать политическую поддержку.
В то же время в радиусе 30 км вокруг реактора нет ни одного предприятия пищевой промышленности. Люди сразу же поняли, что им нельзя есть продукты, поставляемые из этого района. Там никто не живет, отмечает израильский специалист.
Сотрудник Чабад Джей Литвин, привозивший в Израиль тысячи еврейских детей из Белоруссии и Украины, сказал, что совершенно не согласен с Реннертом. Литвин, много раз бывавший в СНГ, заявил, что "чернобыльские дети по-прежнему относятся к группе риска, несмотря на то, что с момента катастрофы прошло уже 16 лет. Ситуация становится хуже, а не лучше, чем ожидалось".
По его словам, поскольку взрыв произошел на земле, уровень радиационного заражения в этой зоне очень высок - выше, чем в случае взрывов авиационных бомб в воздухе, как произошло в Хиросиме и Нагасаки. "Период полураспада радиоактивного йода, который является причиной рака щитовидной железы, - 16 дней. Но период полураспада цезия, стронция и плутония - это десятилетия, в некоторых случаях - сотни лет".
"Есть данные о серьезной угрозе для здоровья детей, родившихся до и после катастрофы, - говорит Литвин. - Международные эксперты признали, что уровень заболеваемости раком груди в этом регионе резко повысился. Например, в Гомельской области количество случаев заболевания раком груди удвоилось. Я собрал много информации об этом во время поездок по больницам Житомира, Овруча и Чернигова на севере Украины".
Помимо роста числа больных раком щитовидной железы, легких, желудка, кожи, груди и матки, есть серьезные основания опасаться неприятных генетических эффектов, от которых могут пострадать дети, родившиеся как до, так и после катастрофы. Каждый год рождается 2500 детей с генетическими аномалиями, прерывается 500 беременностей в связи с отрицательными результатами медицинской проверки.
По словам еще одного специалиста в этой области Ольги Бобыловой (министерство здравоохранения Украины), "украинские дети, которых кормили зараженными продуктами питания, - это новое поколение жертв Чернобыля. Они будут передавать трагическое наследие катастрофы своим детям".