Администрация США хочет получить более серьезные гарантии неприкосновенности американских агентств и подрядчиков, которые работают в России в рамках проектов ядерной безопасности, чем те, что предусмотрены в договорах 10-летней давности.
Уже несколько лет США пытаются выработать новые условия и добиться согласия России. Решение не возобновлять соглашения может стать рычагом, который поможет заставить россиян принять новые условия, пишет сегодня американское издание.
В то же время этот шаг угрожает расстроить две программы, по которым в Россию поступают сотни миллионов долларов для обеспечения безопасности ядерных материалов и трудоустройства российских ученых-ядерщиков в гражданских сферах. Президент Буш считает, что это - ключевой механизм в попытках помешать вражеским государствам и террористическим группировкам заполучить ядерное оружие или переманить на свою сторону стесненных в средствах российских ученых.
Срок действия обеих программ подходит к концу, однако они продолжат работать, по крайней мере, до конца этого года, заявил чиновник администрации Буша. Но для успехов в долгосрочной перспективе должны быть утверждены новые условия.
Чиновники Белого дома пока отказываются от комментариев.
На повестке дня:
Программа утилизации оружейного плутония (Plutonium disposition program). В рамках этой программы Россия и Америка согласились на утилизацию 34 тонн оружейного плутония каждая, причем большая часть плутония должна быть переработана в топливо, смешанное с оксидами (МОКС - MOX, mixed oxide), для гражданских атомных станций. США обязались заплатить России за утилизацию ее плутония порядка 400 млн долларов, а также вложить около 2 млрд долларов в постройку ядерных хранилищ и завода по переработке ядерных материалов (эта сумма включает не только постройку, но и функционирование объекта на протяжении 20 лет). Аналогичный завод должен быть возведен в Южной Каролине на ядерном заводе министерства энергетики в Саванна-Ривер. Срок действия программы истек на прошлой неделе.
Программа преобразования атомных городов (NCI - Nuclear Cities Initiative). Эта программа нацелена на содействие России в закрытии объектов производства ядерного оружия, которые в период холодной войны были градообразующими предприятиями закрытых территориальных образований (ЗАТО) - закрытых городков. Эта программа обходится США в 20 млн долларов в год, которые идут на улучшение инфраструктуры в закрытых городках и обеспечение экспертов по ядерному оружию работой в гражданском секторе. При содействии США был закрыт завод по производству ядерных боеголовок "Авангад" в Сарове. В ближайшие годы должен быть закрыт еще один завод. Срок действия программы истекает в сентябре.
Американские чиновники хотят получить гарантии того, что в случае возникновения проблем на одном из объектов, попадающих под действие этих программ, Россия не начнет судебного преследования в отношении американских агентств или их подрядчиков, работающих в России. Под проблемой США понимают, например, несчастный случай при обращении с ядерными материалами, который повлечет за собой жертвы или загрязнение окружающей среды.
Однако за последние три года, в течение которых ведутся переговоры, никакого существенного прогресса достигнуто не было, отмечают чиновники администрации и представители конгресса. Российские чиновники пока не прокомментировали ситуацию.
Отдельные сторонники продолжения программ ядерной безопасности настаивают на том, чтобы администрация возобновила соглашения с Россией в том виде, в каком они существуют сейчас. Переговоры по ответственности сторон могут быть продолжены позже, когда не будет существовать риска сворачивания программ.
В письме к Бушу на прошлой неделе представитель комитета палаты представителей по делам вооружений Айк Скелтон (Миссури) заявил о недопустимости создания ситуации, при которой программы ядерной безопасности постигнет крах. "Мы призываем Вашу администрацию отказаться от столь жесткой позиции", - говорится в письме, подписанном еще четырьмя демократами конгресса.
Ставки особенно велики в проекте МОКС - вероятно, самом амбициозном и дорогостоящем из всех инициатив "снижения угрозы", которые проводят США в попытке не допустить распространения технологий ядерного, биологического и химического оружия из бывших советских государств. Если США и России не удастся достичь соглашения и финансирование прекратится, остановится и работа по созданию американского завода по производству МОКС, который, как предполагается, должен быть сдан в то же время, что и завод в России.
Администрация хочет, чтобы в этих программах были прописаны те же условия ответственности сторон, которые оговариваются практически во всех остальных инициативах "снижения угрозы" в России - формулировки, которые гарантируют всем американским службам и подрядчикам генеральную неприкосновенность от судебного преследования.
Нынешние соглашения позволяют России начать судебное преследование в случае возникновения проблем.