Захват ЗРК "Панцирь-С1" произошел в июне 2020 года, когда силы Ливийской национальной армии фельдмаршала Халифы Хафтара участвовали в битве за Триполи. Утверждается, что ЗРК был потерян во время успешной контратаки на авиабазу. Для транспортировки ЗРК на авиабазу "Рамштайн" в Германии в аэропорт Зувара прибыл спецотряд на американском военно-транспортном самолете C-17 Globemaster, передает РИА "Новости". Как напоминает The Times, ЗРК "Панцирь-С1", который заполучили США, был куплен у России ОАЭ, а затем направлен в Ливию для поддержки сил Хафтара.
Только в мае 2020 года силы Ливийской национальной армии под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара потеряли 9 ЗРПК "Панцирь-С1". По данным противостоящих им сил Правительства национального согласия (ПНС), шесть "Панцирей" были уничтожены в различных районах прибрежной зоны. И во всех случаях причиной поражения ЗРПК стали БПЛА Турции, которая поддерживает ПНС Файеза Сарраджа, контролирующей Триполи и запад страны. Для ударов по "Панцирям" турецкие военные используют высоты около 5 км, на которых оптическая система управления ЗРПК оказывается неэффективной без внешнего целеуказания со стороны дополнительной РЛС. Поэтому чтобы обеспечить живучесть ЗРПК, приходится применять их попарно, когда одна машина перекрывает "мертвую зону" над другой.
The United States Smuggled A Russian-Made Pantsir Air Defense System Out Of Libya .. https://t.co/VCwr1VCYuh
— Libya News (@Libyan_News) January 28, 2021
- Как Израиль уничтожил в Сирии российский "Панцирь-С1" (ВИДЕО)
Однако, как утверждает еженедельник "Звезда", даже грубое сравнение потерь и побед "Панциря" в Ливии говорит о том, что он существенно выигрывает в вооруженном противостоянии с авиацией исламского ПНС и Турции.
На вооружении Ливийской национальной армии Хафтара находятся ЗРПК российского производства самой первой модификации. Их отличительной чертой является немецкое автомобильное шасси MAN SX45 (8x8). В войсках Хафтара "Панцири" оказались благодаря поставкам из ОАЭ, правительство которых поддерживает несогласного с радикальными исламистами фельдмаршала. В 2010-2013 годах Россия поставила ОАЭ 50 ЗРПК "Панцирь-С1" в экспортном исполнении. Вместе с ними была продана партия в 1000 ракет. Общая сумма того контракта составила $800 миллионов.
Замглавы МИД РФ Михаил Богданов ранее заявлял, что Москва будет побуждать всех внешних игроков содействовать урегулированию в Ливии, военного решения там нет. Вопреки этим заявлениям Москва оказывает военную поддержку Хафтару. В частности, в Ливии воюет две тысячи бойцов ЧВК Вагнера. В конце мая 2020 года сообщалось, что из России в Сирию было ввезено не менее 14 самолетов МиГ-29 с закрашенной маркировкой. Впоследствии самолеты были доставлены в Ливию для поддержки генерала Халифы Хафтара в нарушение оружейного эмбарго ООН. По оценкам Африканского командования ВС США (AFRICOM), самолеты активно эксплуатируются в ливийском воздушном пространстве, что еще больше осложняет конфликт в Ливии.
9 июня замглавы МИД РФ Михаил Богданов заявил, что информация о воюющих в Ливии бойцах ЧВК Вагнера построена на подтасованных данных и направлена на дискредитацию российской политики.
В середине июля 2020 года AFRICOM обвинило российскую группу наемников из частной военной компании (ЧВК) Вагнера в закладке большого количества противопехотных мин в окрестностях Триполи. AFRICOM сослалось на "проверенные фотографические данные", которые свидетельствуют о беспорядочном размещении замаскированных бомб и минных полей вокруг предместий Триполи до расположенного к востоку приморского города Сирт. В AFRICOM заявили, что эти действия являются очередным нарушением эмбарго ООН на поставку вооружений Ливии и угрожают жизням гражданских лиц, а сами взрывные устройства были завезены в Ливию непосредственно "вагнеровцами".
"Поддерживаемая российским государством группа Вагнера демонстрирует полное пренебрежение безопасностью ливийцев. Безответственная тактика группы Вагнера продлевает конфликт и является причиной ненужных страданий и гибели безвинных мирных жителей. Россия в силах остановить это, но не хочет", - заявил генерал-майор Africom Брэдфорд Джеринг.