По данным газеты Sun, которая ссылается на правительственный источник, по результатам расследования главным объектом критики станет телерадиокорпорация ВВС. Ее обвинят в "несовершенстве методов работы".
Правда, в британском правительстве полностью отрицается возможность утечки конфиденциальной информации, передает РИА "Новости".
Представители сторон, фигурировавших в деле, - правительства Великобритании, ВВС и семьи Дэвида Келли - получили возможность ознакомиться с итоговыми выводами комиссии за 24 часа до их публичного обнародования. С них была предварительно взята подписка о неразглашении сведений.
Выступление лорда Хаттона, которое будет транслироваться в прямом эфире из Королевского суда Великобритании, запланировано на 12:30 по Гринвичу (15:30 по московскому времени) в среду.
Кроме того, премьер-министр Великобритании Тони Блэр выступит в палате общин британского парламента со своим заявлением по данному вопросу.
29 мая 2003 года в программе Today BBC был передан репортаж военного обозревателя Эндрю Гиллигана. Со ссылкой на неназванный источник журналист сообщил, что информация о том, что режим Хусейна может доставить оружие массового уничтожения за 45 минут, была выдумкой политтехнологов. Между тем, именно эти данные, которые содержались в "иракском досье", были одним из оснований для вторжения в Ирак.
Позже эти утверждения источника были использованы журналисткой ВВС Сьюзен Уоттс 2 и 4 июня 2003 года.
В начале июля 2003 года Минобороны Великобритании под давлением журналистов признало, что источником ВВС был советник министерства по вооружениям Дэвид Келли. Он был вызван для дачи показаний перед комитетом по международным делам парламента. Психологическое состояние ученого после раскрытия его имени журналистам наблюдатели оценивали как подавленное.
17 июля Дэвид Келли ушел из своего дома в Саутмуре (графство Оксфордшир), и с тех пор живым его больше никто не видел. Тело ученого было найдено на следующий день в лесу, в нескольких милях от его дома. Причиной смерти 59-летнего ученого по результатам судмедэкспертизы был назван "порез вен на левом запястье и передозировка анальгетика". На месте смерти найден нож и таблетки копроксимола.
По инициативе Тони Блэра было проведено правительственное расследование причин смерти эксперта. Оно проходило в Королевском суде Великобритании в августе-ноябре 2003 года. Возглавил его опытный юрист, имеющий солидный опыт работы в британской системе правосудия, 72-летний лорд Брайан Хаттон.
Среди свидетелей на процессе были премьер-министр Великобритании Тони Блэр, министр обороны Соединенного Королевства Джеффри Хун, глава Объединенного разведывательного комитета Джон Скарлетт, глава разведслужбы MI-6 Ричард Диалав, бывший советник премьер-министра по информации Алистер Кэмпбелл, руководство Минобороны и МИД страны, журналисты и руководители Британской телерадиовещательной корпорации, родственники Дэвида Келли, полицейские и медики, исследовавшие его тело после самоубийства.
В ходе слушаний журналист ВВС Эндрю Гиллиган признал, что не точно передал слова Кэлли о том, что включение "тезиса о 45 минутах" в текст "иракского досье" было сделано несмотря на возражения спецслужб. "Моей ошибкой было то, что я преподнес свое понимание услышанного как то, что доктор Келли прямо сказал мне", - отметил Гиллиган.
Подведение итогов заняло у лорда Хаттона более трех месяцев. За это время он проанализировал более 10 тыс. страниц материалов дела, включая показания и протоколы перекрестных допросов свыше 70 свидетелей.
В заключении по итогам расследования будет дан анализ основных вопросов, ради которых проводилось расследование: как проходил процесс написания "иракского досье", какое участие в этом принимали Дэвид Келли и правительственные чиновники, что именно рассказал ученый в беседах с журналистом BBC Эндрю Гиллиганом и насколько точно последний потом передал эти слова в своих материалах.
Как пояснил старший адвокат слушаний Джеймс Дингеманс, целью проводимого расследования являлось не вынесение судебных приговоров, а тщательное изучение всех обстоятельств и причин гибели британского ученого, который был сотрудником правительственного учреждения.
Проведение процесса обошлось британским налогоплательщикам в 1 млн фунтов стерлингов.