Квасьневский заявил, что он рад, что "оранжевая революция" закончилась так, как она закончилась, ведь там были некоторые очень опасные, рискованные ситуации. Следует открыть перед Украиной перспективу вступления в ЕС, потому что она к этому стремится, она хочет интегрироваться в структуры ЕС. Президент не стал говорить о сроках, но он совершенно четко заявляет и повторяет, что место Украины – в Евросоюзе. И Польша в этом заинтересована как европейская страна. Но это еще ничего не говорит о дальнейших действиях. Главная нагрузка лежит на Украине, но она готова ее нести.
Что касается политики Берлина, то, как уверен президент Польши, ФРГ – как правительство, так и простые граждане - окажет содействие интеграции Украины в ЕС.
"Я видел энтузиазм людей, которые верят в то, что это возможно. Я говорю не только о правительстве, президенте, но и о простых людях. И я надеюсь, что немцы будут этому способствовать. Потому что, если есть вещи, в которых немцы имеют опыт, которым они могут поделиться с украинцами, так это опыт преобразования Восточной Германии. И опыт построения очень хороших отношений с европейскими соседями. Например, германо-французское примирение. Здесь Германии нужно сыграть свою роль", - говорит Квасьневский.
После переговоров с федеральным президентом Хорстом Келером и канцлером Герхардом Шредером у Квасьневского, по его словам, сложилось впечатление, что они все осознают, что это будет непростой процесс, но что нужно честно указать украинцам на эту перспективу.
Что касается празднования 60-летия Победы в Москве, то польский президент, как и большинство мировых лидеров, твердо намерен принять в нем участие. "Мы участвуем, чтобы отпраздновать окончание Второй мировой войны, самой кровавой в истории человечества, а также победу над фашизмом, - говорит Квасьневский. - Я, безусловно, не поехал бы, если бы это была годовщина Ялтинской конференции или пакта Молотова-Риббентропа. Здесь совсем другая коннотация. Этот пакт де-факто стал для нас разделением и оккупацией Польши двумя державами, нацистской Германией и Советским Союзом. И я очень хорошо понимаю позиции Латвии, Литвы и Эстонии, для которых это тоже было драматическим событием".
Проблема окончания Второй мировой войны в следующем: СССР, США и Великобритания разделили сферы влияния, считает президент Польши, и этого нельзя отменить. Но здесь речь идет о моральной оценке. Президент Буш говорил, что Ялтинская конференция была очередным разделом Европы, решением, в котором участвовали и американцы, но главное, оно не принесло многим европейцам свободу, свободу решать свою судьбу. Некоторые страны таким образом оказались оккупированными, хотя и косвенно. Все это нужно сказать! Не для того, чтобы повернуть историю вспять, это невозможно. Но нужно быть честными и откровенными, и этого, по словам президента, в Варшаве ожидают от российской стороны.
"У Путина здесь большие возможности, чтобы, с одной стороны, указать на большой вклад советских народов, российского народа в победу над фашизмом. Но, с другой стороны, также дать оценку тому, что произошло после войны. Мы не ждем ничего необычного – лишь справедливой моральной оценки того, что произошло после 1945 года", - говорит Квасьневский.