Пабрикс признал, что снос памятника "может вызвать слишком много опасных последствий", однако, по его словам, празднование 9 Мая в таком виде, в каком оно происходит в Риге и Латвии, задевает его лично. "Целью большинства участников этого мероприятия вовсе не является желание отдать дань памяти жертвам Второй мировой войны, а удержать нас в той геополитической сфере, которая прекратила свое существование 20 лет назад", - убежден министр.
"Хорошо, поминайте своих - этого нельзя запретить, но не нужно их противопоставлять тому государству, в котором вы живете. Когда русская молодежь 9 мая разъезжает на машинах, на которых красуются надписи "На Берлин!", то что должен думать представитель молодого поколения немцев? Что должна думать Германия - стратегический партнер России?" - цитирует Пабрикса NewsBalt.
Напомнил министр и о георгиевских ленточках. По его мнению, всем, кто привязывает к одежде или автомобилю оранжево-черные ленты, стоит сначала узнать, что они означают, "поскольку в сталинское время за такую ленту можно было головы лишиться".
Впрочем, Пабрикс отметил, что заявлять об угрозе России для Латвии, как дипломат, он не может. Однако в то же время он был бы рад, если бы люди, празднующие 9 мая у памятника Победы в Задвинье, с таким же энтузиазмом приходили на набережную 11 ноября (в День Лачплесиса - день памяти воинов Латвии), дабы чествовать латышских героев.
Мэр Риги сравнил Пабрикса с Шариковым
Заявления министра обороны вызвали огромный общественный резонанс. Прокомментировал его высказывания на своей странице в Facebook и мэр Риги Нил Ушаков . "Глупость вселенского масштаба". Так говорил профессор Преображенский про отдельные высказывания о жизни товарища Шарикова, - написал Ушаков на своей странице. - У нас в Латвии Шариковы не котов душат, а возглавляют министерства обороны".
В свою очередь эксперты считают, что памятник советским войнам должен остаться неприкосновенным - сносить его просто нецивилизованно. "Это не принятая в цивилизованном обществе практика. Символы победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне должны быть неприкосновенны и защищены соответствующими нормами права. Поэтому данное предложение абсолютно неприемлемо", - поделился с РСН главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
Пабрикс: слова о сносе памятника были вырваны из контекста
Впрочем, вскоре после разразившегося скандала Пабрикс выступил с опровержением, заявив, что его слова были вырваны из контекста.
"В нашем государстве все памятники, кроме памятников Ленину, оставались и остаются. Если говорить по самой проблеме, есть много людей, которые идут к этому памятнику и вспоминают победу советского народа. Но я бы хотел, чтобы те же люди шли к памятнику Свободы, когда мы отмечаем национальный праздник нашего государства. Не участвовать в национальных праздниках неправильно", - пояснил он.
"Иногда к памятнику приходят люди, которые видят его как символ советской власти. И многие из них хотят видеть этот памятник как альтернативу нашему государству. Вот такое поведение меня задевает", - подчеркнул министр.
Кроме того, Пабрикс призвал соотечественников чаще приходить к могилам воинов, а не памятникам. "Этот памятник - политический символ, там никто не похоронен. Мы должны уважать всех воинов, неважно, кто и когда погиб. Мы должны идти и класть наши букеты на могилы и советских, и русских, и немецких, и латышских", - резюмировал он.
Памятник войнам Советской Армии - освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистких захватчиков - так официально называется Памятник Победы - был установлен в 1985 году на территории Парка Победы. 79-метровый обелиск в разрезе представляет собой пятиконечную звезду, пять лучей которой символизируют пять лет героической борьбы с нацистским оккупационным режимом за освобождение Родины. В завершающей части обелиска, формирующим главную идею мемориала, лучи звезды образуют спираль, которая является символом неотвратимости победы над захватчиками.
Традиционно в праздник Дня победы 9 мая возле рижского Памятника советским воинам-освободителям собирается большое количество людей (по разным данным от 100 000 до 300 000 человек в 2009 и 2010 годы, когда пришло наибольшее количество за всю историю празднования Дня победы в современной Латвии), которые возлагают к подножию памятника цветы.