Ранее польская Gazeta Wyborcza со ссылкой на неназванные источники в конгрессе США сообщила, что американская администрация может отказаться от планов размещения систем ПРО в Польше и Чехии и рассматривает другие варианты. В частности, изучаются возможности установки систем ПРО на военных кораблях, на базах в Израиле и Турции и, возможно, на Балканах.
Как сообщалось, президент США Барак Обама никогда не был безоговорочным сторонником плана размещения элементов противоракетной обороны в Восточной Европе, который был разработан прошлой администрацией. Барак Обама сразу после прихода в Белый дом дал указание пересмотреть стратегию расширения противоракетной обороны. На позицию Обамы, по мнению польских журналистов, также повлияли финансовый кризис и резко отрицательная позиция Москвы по поводу возможного размещения элементов ПРО вблизи российских границ.
Согласно плану прежней американской администрации, в Восточной Европе должен быть развернут третий позиционный район ПРО. На территории Польши до 2013 года должны быть размещены десять ракет-перехватчиков, а в Чехию с тихоокеанского атолла Кваджалейн в 2011 году должен быть доставлен радар ПРО. Новая администрация официально не отказывалась от этого проекта. Однако, как отмечают американские СМИ, появляется все больше сомнений, что США будут придерживаться этого плана.
США утверждали, что создание третьего позиционного района ПРО в Восточной Европе нацелено на защиту от Ирана. Россия расценивает этот план как угрозу собственной безопасности. В то же время Москва заявляла, что готова сотрудничать с Вашингтоном в создании системы противоракетной обороны, если новая администрация США откажется от плана прежней.
Как пишет британская The Independent, таким шагом Обама пытается избежать трений с Москвой. Решение президента США дать ход пересмотру проблемы размещения элементов ПРО пришло вместе с обещанием Обамы "перезагрузить" отношения с Россией, отмечает издание.
Дискуссии возникли ранее в этом году, когда на поверхность вышли слухи о секретном письме Обамы президенту России Медведеву, в котором, предположительно, говорилось о том, что Белый дом отступит, если Россия предоставит помощь в сдерживании иранских ядерных амбиций. Прилюдно обе стороны настаивали, что никакого торга по этой проблеме нет. На саммите в Москве Обама лишь пообещал принять во внимание озабоченность Москвы, тем не менее, мы можем видеть очевидное изменение в риторике, подчеркивает Independent.