Сотрудниками общеевропейского МИД должны стать семь тысяч человек: треть из них будет работать в Брюсселе в центральном аппарате. Административные функции будет выполнять генеральный секретарь нового ведомства. На эту должность рассматриваются несколько кандидатов, в том числе гендиректор департамента Еврокомиссии по вопросам торговли ирландец Дэвид О`Салливан, посол Франции в США Пьер Вимон, французский постпред в Брюсселе Пьер Селлаль и советник канцлера ФРГ Кристоф Хойсген.
В ведение ЕСВД перейдут 136 представительств Еврокомиссии в различных странах мира – на практике они будут функционировать как посольства. По мнению экспертов, это также позволит небольшим европейским странам упразднить часть собственных дипмиссий и передать их полномочия посольствам ЕС.
После одобрения проекта Советом Европы Кэтрин Эштон предстоят переговоры с Европарламентом, который настроен менее доброжелательно в этом отношении. Депутаты не имеют права решать вопросы, касающиеся структуры и функций ЕСВД, но в их полномочия входит утверждение бюджета на подобные нововведения. Многие парламентарии говорят о том, что серьезно подумают, на что ассигновать деньги, а на что нет.
Некоторые депутаты уже высказали конкретные претензии к проекту. О том, что новому общеевропейскому МИД не хватает "подотчетности европейским институтам" и, в первую очередь, Европарламенту, заявили на минувшей неделе лидеры трех крупнейших фракций - Европейской народной партии, Прогрессивного альянса социалистов и демократов и Альянса либералов и демократов Европы. Депутаты пригрозили заблокировать проект, если Еврокомиссия и Совет ЕС не начнут серьезного обсуждения этого вопроса.
Между тем, эксперт Лондонского центра европейских реформ Томас Валасек уверен, что Европарламент примет проект нового ведомства, внеся в него, возможно, некоторые корректировки. По его мнению, общеевропейский МИД повысит эффективность деятельности внешнеполитического аппарата ЕС, структура которого раньше была весьма запутанная.
В качестве примера Валасек привел пересечение в прошлом функций еврокомиссара по внешним связям Бениты Ферреро-Вальднер и верховного представителя ЕС по внешней политике Хавьера Соланы. "При этом они занимались лишь дипломатией, а финансовые потоки контролировала Еврокомиссия", - напомнил эксперт.
Напомним, что создание европейской службы внешних действий (ЕСВД) стало возможным в декабре прошлого года, когда в силу вступил Лиссабонский договор, который является аналогом европейской конституции. "На внешнеполитической арене Европа должна выступать более весомо, чем раньше. Мы должны позаботиться о том, чтобы наш голос был услышан", - заявила Кэтрин Эштон на состоявшихся в начале января слушаниях в Европарламенте, стремясь убедить депутатов в обоснованности своего предложения.