Сообщения Всемирной Организации здравоохранения о низком уровне смертности, составляющем примерно 4 процента, появились в результате хорошо известных эпидемиологам статистических погрешностей, которые затрудняют анализ данных на ранних стадиях вспышки нового заболевания. Именно эти проблемы, а не изменения вируса SARS, являются результатом повышения уровня смертности в последнее время.
Смертность, превышающая 10 процентов, ставит SARS в один ряд с другими вирусами РНК. Среди них вирусы желтой лихорадки и японского энцефалита, которые переносят тропические москиты. Ежегодно от этих заболеваний умирает более 10 тыс. человек, хотя от них есть вакцины. В западной Африке около 70 тыс. человек в год умирают от лихорадки Ласса, но ею люди обычно заражаются от мышей.
Поскольку эти инфекции разносятся животными, обитающими в данных регионах, они не принимают глобального характера. Но люди, являющиеся переносчиками SARS, есть везде.
Появление данных о смертельности SARS сопровождается драконовскими мерами, которые осуществляют органы здравоохранения по всему миру.
Среди последних подобных мер помещение в карантин 4 тыс. человек и полная изоляция двух больниц в Пекине.
На Китай, где появился вирус, приходится около половины известных случаев заболевания атипичной пневмонией. На сегодня количество погибших в мире составляет 274 человека, а количество инфицированных превышает 4800 человек.
Обычно цифрой, которая используется для характеристики смертельности того или иного заболевания, является 'коэффициент смертности'. Это количество смертей, разделенное на количество случаев заболевания.
В начале эпидемии атипичной пневмонии этот коэффициент составлял 4 процента. Но коэффициенты, полученные в четверг и пятницу на основе новых статистических данных по Гонконгу, Канаде и Сингапуру, составляют 7,6; 10,7 и 9,9 процента соответственно. В этих странах, если не считать Китая, ситуация самая тяжелая.
С момента начала эпидемии мировой коэффициент смертности неуклонно повышается, но этого следовало ожидать, говорят эпидемиологи, с которыми связался New Scientist.
В начале эпидемии многие из заболевших еще не выздоровели и не умерли. Однако, как говорят ученые, те, кто в конце концов умрет, увеличивают коэффициент. Со временем он приближается к своему истинному значению, если не происходит резкого роста заболевания.
Методы оценки
Поскольку многие случаи еще не выявлены, лучшей рабочей оценкой смертельности атипичной пневмонии может быть количество смертей среди выявленных случаев. Для Гонконга, Канады и Сингапура эти показатели составляют 15,8; 18,3 и 13,7 процента. Но эти цифры также могут оказаться неверными, если, например, выясниться, что для выздоровления требуется больше времени, чем для летального исхода.
В Китае уровень смертности составляет лишь 8,8 процента. Но эти данные воспринимаются с недоверием, из-за того что до недавнего времени китайские власти не давали практически никакой информации. В китайские данные могут быть включены случаи пневмонии, вызванные бактериальными инфекциями, которая здесь широко распространена и лечится антибиотиками. Эпидемиологи считают, что одним из способов разобраться с уровнем смертности является набор 'когорты' случаев, начавшихся в одно и то же время, и их мониторинг до конца. Некоторые исследователи, в том числе группа Роя Андерсона из лондонского Imperial College, планируют в ближайшее время опубликовать подробный эпидемиологический анализ.
Неопределенность может затруднять точные подсчеты, но уже ясно, что, в отсутствие методов лечения и вакцины, от атипичной пневмонии погибнут миллионы людей. Главная надежда на вакцину. На прошлой неделе в Вашингтоне прошло совещание высокого уровня, где все крупные компании, производящие вакцины, сообщили о том, что они уже начали исследовательские работы.