По версии суда, фигуранты дела - Александр Пособилов, Шавкат Абдуллаев и Анастасия Дятлова - принимали активное участие в вывозе из США микрочипов и другой высокотехнологичной электроники на общую сумму более чем в 30 миллионов долларов, сообщает агентство Reuters. Часть этой продукции, как предполагается, предназначалась российским военным и разведывательным ведомствам.
Следствие установило, что Пособилов занимал должность менеджера по закупкам Arc Electronics Inc, Абдуллаев был ответственным за доставку продукции, а Дятлова работала в компании продавцом. Им грозит от пяти до 20 лет тюрьмы, однако Пособилов может быть наказан строже, поскольку он также признан виновным в попытке легализации незаконно нажитых средств.
Отметим, что 9 сентября владелец упомянутой фирмы по продаже электроники Александр Фищенко признал свою вину по всем выдвинутым против него обвинениям, в том числе и в шпионаже в пользу России. Решение относительно его виновности суд в Нью-Йорке пока не принял.
Согласно судебным документам, Александр Фищенко родился в советском Казахстане, окончил Ленинградский физико-технологический институт. С 1994 года поселился в США, в 2003 году получил американское гражданство, сохранив российское, и часто путешествовал за океан. Тот факт, что Фищенко работал на российские власти, доказывают данные телефонной прослушки и его электронные письма.
Правоохранительные органы США объявили о раскрытии сети иностранных агентов в начале октября 2012 года. По делу были арестованы Фищенко, Пособилов и Виктория Клебанова, находившиеся на ключевых позициях в американской компании Arc Electronics. Также были арестованы Багдикян, Дятлова, Загон, Шавкат Абдуллаев и Севинь Тагиева. Еще трое фигурантов дела - Сергей Клинов, Юрий Савин и Дмитрий Шегуров - задержаны не были, так как находились в Москве.
По данным прокуратуры, чтобы получать у американских поставщиков микроэлектронику, содержащую стратегические технологии, сотрудники Arc утверждали, что компания является производителем светофоров, в то время как на самом деле она была экспортером и не производила никаких товаров. Компания скрывала свою деятельность, переправляя комплектующие в Россию через посредников в Финляндии, Канаде и Германии, и принимала платежи через подставные компании в таких государствах, как Белиз.
В России подозрения США в военном шпионаже отвергали. Российские оборонщики, как и представители властей, высказывали предположение о том, что речь идет исключительно о нарушении американского законодательства по торговле. Возможно, имел место и промышленный шпионаж, однако для Минобороны никакие микросхемы не поставляли.