Биляна Плавшич была самым высокопоставленным представителем бывшей Югославии, признавшим вину за свою роль в боснийской войне. Она была приговорена к 11 годам тюремного заключения. В 2003 году Плавшич была переведена из следственной тюрьмы в Стокгольме в тюрьму Хинсеберг, недалеко от города Эребру, и отбыла две трети срока. После освобождения Плавшич вернется в Белград.
Плавшич была профессором биологии в университете Сараево, и те, кто ее знал, говорят, что никогда не подозревали в ней желания заниматься политикой. Однако эта женщина стала продвигаться по политической линии, и когда в 1992 году ее страна провозгласила независимость, ее назначили вице-президентом Республики Сербской. Президентом тогда был Радован Караджич. Накануне он сорвал заседание Гаагского трибунала, не явившись в суд под тем предлогом, что не успел ознакомиться с материалами дела. Рассмотрение дела было перенесено на сегодня.
Плавшич была известна своей крайне жесткой позицией и печально прославилась своим высказыванием о том, что мусульмане являются генетическим дефектом на сербском теле. По ее словам, она бы не возражала, если бы половина из 12 млн сербов в мире погибла, если это обеспечит защиту Большей Сербии.
После войны, когда Биляна Плавшич сменила на посту президента Республики Сербской Радована Караджича, ее позиция несколько смягчилась - она целиком и полностью поддерживала Дейтонское мирное соглашение, и это разгневало радикально-настроенные круги, но обеспечило ей поддержку мирового сообщества.
Гаагский трибунал по военным преступлениям в бывшей Югославии в 2001 году признал Плавшич виновной в геноциде и других преступлениях, совершенных за время войны в Боснии 1992-1995 годов. Сначала она свою вину не признавала, однако через год изменила позицию и признала вину по одному пункту обвинения – в преступлениях против человечности – в обмен на снятие всех остальных обвинений и более мягкий приговор в 11 лет тюрьмы.
В тюрьме Хинсеберг тогда еще 73-летняя Плавшич, как заключенная пенсионного возраста, была освобождена от участия в обязательных для осужденных работах по изготовлению шнурков и подошв для обуви. Однако руководство тюрьмы предоставило ей возможность заняться чем-то полезным во время отбытия наказания - изучать шведский язык или писать мемуары. В остальном Биляне Плавшич, как и другим заключенным, пришлось подчиняться всем правилам внутреннего распорядка. В тюрьме также отбывают наказание 85 женщин, многие из которых осуждены за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Сейчас, когда Биляне Плавшич уже под 80 лет, некоторые опасаются, что, по возвращении в Белград, националисты начнут ее всячески превозносить. Однако члены ее семьи утверждают, что единственное, чего она хочет, так это ни во что не вмешиваться и жить спокойно.