В ответ на это израильские войска в воскресенье вечером вернулись в палестинский город Тулькарм на Западном берегу реки Иордан. Военные вошли в город при поддержке колонны танков и бронемашин и находились там в течение двух часов. По свидетельству очевидцев, с самого начала израильтяне ввели строжайший запрет на какое-либо перемещение по улицам. В Тулькарме в воскресенье были задержаны около 100 палестинцев по подозрению в терроризме.
В то же время войска вошли в другой палестинский город - Калькилья - и ввели там комендантский час, ведя поиск лиц, подозреваемых в организации терактов против израильтян.
Кроме того, едва завершив операцию в Вифлееме в воскресенье утром, в понедельник израильская армия снова вошла в этот город, блокировав прилегающую к церкви Рождества в Вифлееме Ясельную площадь и соседние улицы. По утверждению командования, это было сделано для предотвращения повторного захвата палестинскими боевиками христианской святыни.
Сегодня операцию израильской армии комментирует один из самых авторитетных экспертов по борьбе с терроризмом, советник премьер-министра Ариэля Шарона доктор Боаза Ганор, директор Международного центра антитеррористической политики в Hertzlya.
Комментируя мнение о том, что применять военную силу против терроризма бессмысленно, доктор Ганор сказал: "Терроризм характеризуется двумя определяющими факторами: мотивация и возможность повторения терактов. Арафат не уничтожил инфраструктуры: возможности террористов возросли. До начала интифады структуры террористов настолько укрепились, что у них появилась возможность совершать два-три теракта в день".
По мнению советника, после теракта, совершенного против премьер-министра Эхуда Барака, "мотивация достигла высшего накала, а террористические структуры так и остались нетронутыми, и до сегодняшнего дня нынешнее руководство их не ликвидировало". Но теперь, как считает Боаза Ганор, "правительство скорректировало свой курс: вместо того, чтобы пытаться сменить мотивации серией уступок, которые ни к чему не привели, в условиях продолжающейся кровавой бойни было принято решение сконцентрировать усилия на снижении возможности совершения терактов. И операция против структур или вернее сказать, оперативных возможностей, оказалась успешной", несмотря на восемь крупных терактов за несколько недель.
Как сообщил советник премьер-министра Боаза Ганор, "нам удалось предотвратить 37 терактов. Я хотел бы повторить: нам удалось ликвидировать инфраструктуры, мастерские по производству оружия, склады боеприпасов; мы арестовали многих террористов, нам удалось раскрыть механизмы финансирования: выяснилось, что большая часть средств поступала из казны самой палестинской автономии. Мы выяснили, откуда поступает оружие, нам также стало известно об иностранной финансовой поддержке террористов. Все это и позволило предотвратить такое количество терактов, - сказал Ганор, - но самым главным нашим достижением стало появление бесценных источников получения разведывательной информации, бесценных, потому что они позволяют предотвращать теракты".
Эксперт по борьбе с терроризмом заявил: "Я бы сказал, что целью нынешней военной операции было снижение числа терактов, и мы этого добились. Один теракт в неделю вместо трех в день - это уже кое-что".
Однако, как объяснил Ганор, "мотивация так и не изменилась. Арафат продолжает думать, что терроризм может настолько обострить ситуацию, что мир будет вынужден вмешаться, и тогда он сможет получить все, что захочет, включая и возвращения беженцев. Таким образом, неважно, с какими заявлениями он может выступить, а затем призвать к "мученичеству" - он сам хочет стать "мучеником", а газеты продолжают восхвалять смертников".
Эксперт привел в пример ролик, который постоянно показывает палестинское телевидение. В нем показывается сцена хладнокровного убийства девушки израильским солдатом. Потом она, красивая и молодая, попадает в рай, где к ней вскоре присоединяется ее жених, ставший смертником, чтобы отомстить за невесту. По мнению Ганора, "до тех пор, пока палестинское руководство не устранит мотивацию, а Арафат не приступит к реализации радикальных реформ, мы вынуждены создавать более эффективную защиту".
Эксперт по борьбе с терроризмом считает, что переговоры с представителями палестинской автономии по предложению США либо Саудовской Аравии "крайне желательны, более того, необходимы".
Однако Гонер скептически относится к тому, что переговоры по вопросу о территориях могут стать настоящим сдерживающим фактором для террористов. "У нас не будет собеседника, до тех пор пока наша молодежь взрывается в автобусах, наши дети погибают в пиццериях, пока матери делают покупки в супермаркетах. Какое государство будет вести переговоры и доверять тому, кто преднамеренно убивает мирных граждан? В течение семи лет мы предлагаем мир, а нам отвечают терроризмом", - заявил Боаза Ганор.