"Два банка сворачиваются, Кипр фактически перестанет быть неустойчивым центром офшорных банковских операций, а убытки перекладываются на крупных вкладчиков, среди которых диспропорционально много россиян, бежавших от налогов, и им подобных", - так вкратце описывает нынешний план The Washington Post. Причем отмечает, что он намного лучше, чем предыдущий, говорится в обзоре на сайте InoPressa.
- Почему Москва притихла - версии
- Перед открытием банков Кипр объявил об ограничительных мерах
Поясним, речь идет о реструктуризации крупнейшего в стране Банка Кипра и ликвидации второго по величине Кипрского народного банка (Laiki Bank). При этом депозиты менее 100 тысяч евро будут выведены из структуры Laiki Bank и отойдут к Банку Кипра, где останутся неприкосновенными, несмотря на болезненную процедуру реструктуризации. Что касается вкладов свыше 100 тысяч, то точные проценты, которые будут с них удержаны, еще предстоит подсчитать. В любом случае потери будут крупными. Министр финансов Михалис Саррис ранее называл цифру в 40%, а потом не исключил, что незастрахованные депозиты Laiki Bank могут уменьшиться на 80%.
"План Б" оказался еще для Москвы еще хуже, чем "план А", который Владимир Путин назвал "несправедливым, непрофессиональным и опасным", пишет Le Monde. "Потери в одном лишь Laiki Bank, которому отдавало предпочтение большинство российских вкладчиков, составили приблизительно 3,2 миллиарда евро, не считая остатков, вероятнее всего, потерянных на замороженных счетах".
Французская газета напоминает, что после объявления "плана Б" Путин велел правительству обсудить соглашение с Никосией о реструктуризации кредита на 2,5 миллиарда евро, предоставленного Москвой в 2011 году. Министр финансов Антон Силуанов пообещал списать 10% от этой суммы. А премьер Дмитрий Медведев, со своей стороны, продолжил антиевропейскую риторику, заявив "словами Ленина" о том, что на Кипре "продолжают грабить награбленное".
Кипр, бывший "опорой российской теневой экономики с начала 1990-х", до сих пор оставался "местом, где россияне предпочитают прятать и отмывать деньги", - утверждает The Daily Beast. То есть, Путин, осудив на прошлой неделе прежний план налогообложения частных вкладов на Кипре, "фактически отстаивал права тех, кто уклоняется от российских налогов", сделал вывод автор издания.
Москва "явно рассчитывала на то, что вторая попытка Еврогруппы найти компромисс тоже не удастся", и Россия будет спасать Кипр на своих условиях, развивает тему Der Tagesspiegel.
Реакцию Кремля на "план Б" газета попыталась определить по тональности российского федерального ТВ. Так, она заметила, что вечером в воскресенье, 24 марта, ведущий "Вестей недели" на "второй кнопке" Дмитрий Киселев "сравнил новый план Еврогруппы по спасению Кипра с конфискацией материальных ценностей у евреев в Третьем рейхе, а Ангелу Меркель - с Гитлером", поскольку, по его словам, канцлер Германии лично настояла на более жестком подходе к Кипру и объявила размещенные там деньги "грязными". (ВИДЕО, слова о Меркель - примерно с 18-й минуты программы).
Немецкий журналист представляет точку зрения "критически настроенных коллег", уверенных, что резкие слова определенно были согласованы с Кремлем или даже исходили от него.
Почему Москва притихла - версии
Но, как бы там ни было, факт остается фактом: громкие протесты властей в Москве, которые были слышны по всему миру на прошлой неделе, прекратились. The Christian Science Monitor предлагает несколько версий того, почему Москва прикусила язык.
По одной из них, возмущение поубавилось, когда в Кремле поняли, под "стрижку" на Кипре попадет меньше российских денег, чем думали сначала. Так, некоторые аналитики говорят, что большая часть российских средств лежит на вкладах в банках, которые не будут затронуты.
Еще одно предположение выдвинули эксперты из Центра изучения глобализации в Монреале: "Самые богатые россияне, находящиеся ближе всего к Кремлю, могли использовать политический хаос прошлой недели, чтобы быстро перевести деньги с Кипра благодаря важной лазейке. Банк Кипра владеет 80% российского "Юниаструм банка", который на прошлой неделе не вводил ограничений на снятие денежных средств российскими вкладчиками", - излагает американское издание.
Также возможно, что Путин решил использовать эту ситуацию, чтобы прекратить практику "раундтриппинга" российских компаний, которые регистрируют крупные предприятия на Кипре, чтобы платить только небольшой 10-процентный налог на прибыль вместо 20-процентного, который им пришлось бы заплатить в России, заключает газета.