Усама бен Ладен - трудоголик, так что он всегда будет опережать западную разведку на один ход вперед, утверждает Нассер аль-Бахри, бородатый, чуть полноватый 35-летний таксист. "Его день начинался до рассвета, когда он совершал первые молитвы, а заканчивался поздно ночью - и все это время он постоянно что-то делал, никогда не отдыхал. Мы жили в дискомфортных условиях, но это не мешало ему все время работать, думать и планировать".
Сидя в тихом уголке ресторана одного из отелей в Сане, столице Йемена, Бахри опроверг многие цветистые истории о его роли в охране бен Ладена. Нет, Бахри не проверял еду, которую подавали бен Ладену, чтобы удостовериться, что она не отравлена. Нет, ему не было приказано застрелить лидера террористов, если опасность попасть в плен будет неотвратима.
Он выполнял обязанности личного помощника, только вооруженного: носил багаж бен Ладена, проверял, работают ли спутниковые телефоны, подгонял остальных членов его свиты - поваров, водителей. По его собственному признанию, за всю жизнь телохранитель лидера террористов не убил ни одного человека.
Период с 1996 по 2000 год, когда Бахри был помощником бен Ладена, представляет, максимальный интерес для ФБР и ЦРУ, поскольку именно тогда бен Ладен изменил свою стратегию. Но пока что этим агентствам не удалось убедить власти Йемена депортировать этого человека для допроса.
"С момента, когда я с ним познакомился, он все время размышлял о том, как распространить войну на весь мир, - сказал Бахри. - Он всегда говорил, что мы должны ударить по Америке с той стороны, откуда она вообще не ожидает удара". По словам Бахри, в то время он и понятия не имел о планах терактов 11 сентября. Во время событий в Америке Бахри уже находился в йеменской тюрьме.
С тех пор как его выпустили, в 2002 году, он зарабатывает на жизнь таксистом и преподавателем колледжа - читает курс по кадровым вопросам. Бахри не сожалеет о прошлом и охотно бы вернулся к прежней работе. Однако он не пожелал говорить о своем отношении к джихадизму и терроризму или хотя бы объяснить разницу между этими понятиями. "Это отняло бы слишком много времени", - вежливо сказал он, надел очки и выскользнул на улицу.