Лукашенко держит нос по газу: заигрывая с Западом, батька шантажирует Россию
Вести
Иностранная пресса вновь обращается к отношениям Москвы и Минска, изрядно подпорченных последними энергетическими скандалами. После них Лукашенко на время отказался от антизападной риторики и заявил о готовности дружить со странами Европы и США, объявившим батьке политический бойкот.

В основе заигрываний Лукашенко со странами Запада лежит шантаж России, без чьих энергодотаций режиму батьки скоро придет конец, пишет журнал Frankfurter Allgemeine. Немецкое издание сравнивает мирный тон заявлений белорусского лидера с пением мифологических сирен, погубивших, согласно легендам, немало древнегреческих мореходов.

Считается, что статистические данные, предоставляемые различными организациями в Белоруссии, обнажают склонность их авторов к приукрашиванию действительности в угоду Александру Лукашенко. С другой стороны, уровень ВВП в стране, расположенной между ЕС и Россией, действительно вырос за последние годы. Батька Лукашенко светится от счастья за возросший ВВП и восхваляет свою "постсоветскую" экономическую систему как самую лучшую.

Однако при этом он умалчивает о том, что основой этого роста стали дешевые российские нефть и газ. Пенсионеры радовались тому, что получали свои пенсии - хоть и мизерные, но вовремя, а рабочие были довольны, что безработица хоть и присутствует, но не является массовым явлением. Определенная гордость за скромное благополучие по сравнению с другими странами СНГ стала явлением довольно распространенным. Но Москва закрутила денежный вентиль, и не позднее, чем через год среднестатистический гражданин Белоруссии ощутит на себе последствия этого, пишет немецкая газета (Inopressa.ru)

Конфликт между Москвой и Минском вокруг повышения цен на российские нефть и газ, который разгорелся в конце прошлого года и на время привел к снижению объемов поставок или даже прерыванию транзита российских энергоносителей на Запад, обнажил глубокие противоречия в отношениях между двумя странами, которые по воле своих политических руководителей должны все-таки объединиться в союз.

Россия, насколько это может быть сейчас очевидным, больше не будет оказывать Лукашенко экономическую поддержку просто так. Она настаивает на получении контроля над белорусской газотранспортной системой. Путин лично подсчитал, что российские субсидии в размере 5,8 млрд долларов в год составляют 41% от бюджета Белоруссии.

В Москве неожиданно резкий тон в отношении Лукашенко был обоснован давно назревшей необходимостью введения принципов рыночной экономики в двусторонних отношениях. При этом остается непонятным, чего Москва добивается этим закручиванием гаек. Из политических кругов второго порядка слышны требования ускорить процесс формирования союза двух государств.

Это дало повод для слухов, связанных с тем, что путинский лагерь хочет попытаться получить возможность для "шефа" остаться у власти посредством союза с Белоруссией. Согласно российской конституции, Путин не имеет права участвовать в президентских выборах 2008 года. Но в качестве президента нового союза двух государств он может остаться у власти. Однако вызывает сомнение тот факт, что подобный план реален и осуществим до президентских выборов.

Пока русским, по всей видимости, хватает и того, что они посредством ликвидации субсидий могут вынудить Лукашенко приватизировать государственные компании, чтобы получить деньги. Российские компании в этом случае получат самые благоприятные возможности для контроля над государственной собственностью Белоруссии. Таким образом можно подойти к созданию "реального" экономического союза, гораздо быстрее, чем через союзные договоры. Кроме того, не придется слишком сильно запугивать братьев-белорусов, которым так важна их собственная государственность.

Москва рассчитывает на то, что диктатора Лукашенко, заигрывающего в политическом плане с Западом, в Европе потерпят. На самом деле, сигналы Лукашенко, подаваемые им в сторону Западной Европы после конфликта с Россией и больше напоминающие пение сирен, не смогли заглушить даже на короткое время требований Брюсселя, призывающего уважать элементарные права человека. Неудивительно, что Лукашенко, который недавно еще клеймил русских как империалистов, теперь, после недавней смены позиций, называет отношения с Москвой "основополагающим вектором белорусской внешней политики" и просит ее предоставить его стране кредит в особо крупных размерах. Белорусской оппозиции российское давление на диктатора не принесло ровным счетом ничего. Чего-то другого московские стратеги и не предусматривали.