"Я новый дух туркмен, возродившийся, чтобы привести вас к золотому веку", - такими словами поэма начинается. "Я не жалею себя ради вас, я предан вам всем, я ваш спаситель", - утверждает автор "Нового духа". Далее, как сообщают "Известия", Ниязов упоминает и о своем исключительном праве доступа к мельчайшим, сокровенным деталям жизни соотечественников. "Мой взгляд остр, я вижу все. Если вы честны в своих деяниях - я вижу это, но если вы идете неправедным путем, мне это тоже становится известно". "Оберегая своих сторонников, я отчаянно сражаюсь с врагами", - пишет Туркменбаши.
Ниязов - это наше все, впору сказать туркменам. Очевидно, поэма "Новый дух" повторит судьбу ранее созданной Ниязовым "Рухнамы" - этой "Духовной конституции туркмен", "Программы духовного развития нации" или "Свода морально-этических заповедей". Произведение Ниязова, по-видимому, так же будут изучать в школах, на предприятиях и в организациях, будут творчески осмысливать и дополнять.
Ниязов, бывший формовщик завода в Ленинграде, бывший инструктор ЦК Компартии Туркмении и бывший первый секретарь ее ЦК, руководит республикой в качестве президента с октября 1990 года. С самого начала своего правления Туркменбаши старательно работает над культом собственной личности и немало в этом преуспел. В 2004 году Ниязов стал победителем чемпионата по мании величия, в упорной борьбе опередив коллегу Ким Чен Ира.
Не исключено, что за очередное творение Туркменбаши удостоится очередного, пятого по счету звания Героя Туркмении.
Заслуги президента столь многочисленны, что в его честь в Туркмении уже названо множество вещей и явлений. Ниязов изменил названия дней недели и месяцев года, а в знак своей безграничной любви к давно умершей матери, Гурбансолтан, он переименовал хлеб, который теперь называется "Гурбансолтан-едже". Кроме того, в Ашхабаде множество памятников Гурбансолтан.
Такой культ личности со стороны можно воспринимать не только как скверную шутку. Правозащитники из Amnesty International и Human Rights Watch не устают говорить о пытках, исчезновении людей, произвольных арестах, уничтожении домов, принудительном труде и ссылках. Они напоминают, что в Туркмении под запретом находятся все религии, кроме ислама и русского православия, кроме того, преследуется политическая оппозиция.
Процветает коррупция: из-за привычки Ниязова непрерывно увольнять чиновников "люди понимают, что они могут оставаться на своей должности только очень короткое время, и поэтому они выжимают из этой должности все, что могут", говорит эксперт по энергетике одного из западных правительств.