26 января на пресс-конференции по итогам 2015 года Лавров заявил, что Москва находится в постоянной связи с адвокатами семьи российской девочки Лизы. "Сейчас мы работаем с ее адвокатом, он работает с семьей, с нашим посольством. Ясно, что девочка абсолютно точно не добровольно исчезала на 30 часов", – пояснил он.
Министр также выразил надежду на то, что "не будет повторения случаев, подобных случаю с нашей девочкой Лизой, когда новость о том, что она исчезла, очень долго скрывалась по каким-то причинам". Глава российского МИДа подчеркнул, что в расследовании этого инцидента "должны восторжествовать правда и справедливость".
Заявления Лаврова не остались без внимания в Германии. Пресс-секретарь канцлера Штеффен Зайберт заверил немецких журналистов в том, что "Германия – правовое государство с независимым правосудием, которому может доверять любой гражданин", добавив, что немецкие "органы правосудия должны иметь возможность работать спокойно и без помех ходу следствия извне". Попытки использовать это дело в политических целях он назвал "недопустимыми".
Официальный представитель МИДа ФРГ Мартин Шефер, в свою очередь, порадовался "большому вниманию, которое уделяет российское правительство ходу расследований, объективности и прозрачности органов правосудия". При этом, не без иронии добавил Шефер, он надеется, что "такой интерес будет проявляться не только к упомянутому следственному делу, но и ко всем прочим, где бы они ни велись".
Как и Лавров, в МИДе ФРГ также считают необходимым полностью прояснить обстоятельства случившегося с Лизой, но с учетом того, что в данном случае речь идет о 13-летней девочке. Шефер призвал помнить об этом "и в политических сферах, и в прессе, и в кругу ее семьи".
Одновременно с этим, причем в необычно резкой форме, отреагировал на слова Лаврова и сам глава германского МИДа. Обвинив российского коллегу во вмешательстве во внутренние дела ФРГ, Франк-Вальтер Штайнмайер подчеркнул, что нет никаких оправданий тому, чтобы использовать это дело "для политической пропаганды и вмешиваться в и без того сложную внутригерманскую дискуссию о мигрантах и разжигать ее".
Высказывания российского министра удивили и депутата бундестага из социал-демократической фракции Уте Финк-Кремер. Возможное объяснение она видит в том, что "российское правительство старается сохранить за собой верховенство интерпретации в русскоговорящем сообществе Германии, подхватывает его страхи с тем, чтобы укрепить собственный авторитет в сравнении с немецкими властями".
По сути же дела Финк-Кремер заявила, что "никто, в том числе и российский министр иностранных дел, не способен с расстояния в две тысячи километров оценить причины, по которым юная девочка пропадает на время из дома". Расследовать этот случай должна берлинская полиция, к работе которой депутат испытывает "полное доверие".
Как отмечают журналисты немецкого издания, выступление Лаврова вывело историю с якобы похищенной и изнасилованной мигрантами в Берлине 13-летней русскоязычной девочкой Лизой на межгосударственный политический уровень. "Меня беспокоит, что российское правительство берет на себя роль адвоката граждан нашей страны российского происхождения", – так отреагировал на слова главы МИДа РФ представитель Левой партии во внешнеполитической комиссии бундестага Штефан Либиг, назвав такое развитие событий "тревожным".
Журналисты поясняют, что в случае с Лизой идет речь о так называемых "немцах двойного гражданства". В отличие от всех прочих мигрантов, остающихся в Германии на постоянное место жительство, немцам-переселенцам из бывшего СССР автоматически предоставляют немецкое гражданство и не требуют при этом отказа от их прежнего. В результате у российских немцев в Германии есть, как правило, два паспорта, и они не должны получать визу ни в Россию, ни в страны, в которые свободно могут ездить граждане ФРГ, что очень удобно.
Именно поэтому пресс-секретарь российского посольства в Берлине Сергей Беляев и говорил несколько дней назад о том, что дипломаты "крайне обеспокоены произошедшим, ведь речь идет о семье наших соотечественников – граждан России", отмечают немецкие журналисты.
История о якобы похищенной мигрантами и изнасилованной 13-летней девочке 16 января растиражировали российские СМИ. Несмотря на то, что немецкая полиция не нашла никаких доказательств похищения и изнасилования девочки, в немецких городах прошли протесты русскоязычных жителей против "агрессивных беженцев".
Правоохранители заявили, что никакого изнасилования не было, а сексуальный контакт у девочки был по взаимному согласию. Аналогичного мнения придерживается немецкая прокуратура.
Как заявил вечером в понедельник, 25 января, официальный представитель прокуратуры Мартин Штельтнер, следствие за последнюю неделю исключило вероятность похищения и изнасилования девочки несколькими мужчинами. "Были сексуальные контакты по взаимному согласию", – сказал он радиостанции RBB, передает DW.
При этом он подчеркнул, что в настоящее время ведется следствие по подозрению в развратных действиях в отношении малолетней. Сексуальные контакты с 13-летним ребенком, даже по обоюдному согласию, караются законом. Он не уточнил, идет ли речь об одном мужчине или нескольких.
Напомним, сложная ситуация с беженцами сложилась в Германии и других странах ЕС на фоне военных конфликтов в Сирии и Ираке. Волна враждебных настроений по отношению к мигрантам поднялась в немецком обществе после новогодних событий в Кельне.
Сообщалось, что в ночь на 1 января 2016 года в городе около тысячи молодых людей собрались на площади неподалеку от Кельнского собора и центрального вокзала и начали нападать на женщин. Позднее в полицию города поступило более 500 заявлений, в 40% случаев пострадавшие сообщали о сексуальных домогательствах. Кроме того, преступников обвиняют в оскорблениях и грабеже. Аналогичные инциденты были зафиксированы в Австрии, Швейцарии и Финляндии.