Страсбургский суд обязал Россию выплатить компенсации за депортацию в январе 2019 года. Подготовленный Москвой план действий по исполнению этого решения опубликован на сайте Совета Европы. При этом Москва пожаловалась в Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) на неготовность механизма для расчета и распределения компенсаций, который Тбилиси должен был разработать под контролем КМСЕ, пишут "Ведомости".
Конвенция о защите прав человека и основных свобод гласит, что суд, в случае необходимости, присуждает потерпевшей стороне справедливую компенсацию, говорится в российском документе. Но основания для присуждения компенсации по межгосударственной жалобе в принципе не предусмотрены - ее могут получить только отдельные заявители, которые признаны жертвами, а национальные власти в данном случае выступают лишь в качестве оператора.
В общем списке пострадавших от депортации 1795 человек. Страсбургский суд обязал Грузию исключить из перечня не менее 290 человек, которые не могут быть признаны пострадавшими по критериям ЕСПЧ, и уточнить кто из списка от каких нарушений пострадал и какая ему полагается компенсация. В окончательном списке должно быть не менее 1500 граждан.
В России настаивают, что готовы выплатить компенсацию только после представления этого списка с расчетами, и отмечают неторопливость властей Грузии.
Первоначально Тбилиси требовал от Москвы более 70 млн евро компенсации за нарушение прав 4634 грузинских граждан при депортации. ЕСПЧ удовлетворил эти требования лишь частично.
Жалоба на депортации была направлена в Страсбург в 2007 году. Тбилиси обвинил Москву в задержании и коллективной высылке своих граждан из России. Это произошло после задержания в Тбилиси четырех российских офицеров по подозрению в шпионаже осенью 2006 года. Грузинская сторона сочла депортацию нарушением прав своих граждан на уважение частной жизни, свободу и личную неприкосновенность и запрета на бесчеловечное обращение.
Москва утверждала, что из страны высылались исключительно нарушители миграционного режима.
ЕСПЧ начал рассматривать это дело в 2011 году. Большая палата суда вынесла решение в пользу Грузии в 2014 году. Оно было окончательно подтверждено в 2019 году.