Напомним, 1 февраля по итогам встречи с госсекретарем США Кондолизой Райс глава польского МИД Радослав Сикорский заявил, что стороны достигли принципиального соглашения по третьему позиционному району американской ПРО в Восточной Европе. Однако с польской стороной у США возникли трения: польское правительство разочаровано американскими предложениями в последние недели, сообщали местные СМИ.
- Тополанек: Прага не будет спрашивать у Москвы разрешения
"Будучи ценным союзником по НАТО, Чехия вносит вклад в безопасность и развитие Афганистана, продолжает вносить вклад в обеспечение безопасности Ирака и выражает интерес внести вклад в систему противоракетной обороны", - указывается в сообщении пресс-службы президента США.
В нем говорится, что "президент Буш с нетерпением ждет возможности обсудить эти и другие вопросы с премьер-министром Тополанеком".
Перед отъездом Тополанека из Праги в Вашингтон чешское правительство объявило, что переговоры между США и Чехией по размещению радара американской ПРО на чешской территории практически завершены и остающиеся вопросы, как ожидается, будут сняты в ходе сегодняшних переговоров Тополанека с Бушем.
В то же время формальное соглашение по радару ПРО в Чехии сегодня подписано не будет, так как сроки подписания такого соглашения между США и Чехией будут координироваться с переговорами по перехватчикам ПРО, которые идут между США и Польшей.
По данным пресс-службы Белого дома, визит премьер-министра Польши Дональда Туска в Вашингтон и его встреча с Бушем состоятся 10 марта.
Тополанек: Прага не будет спрашивать у Москвы разрешения
Оппозиция по отношению к американской ПРО в Европе является результатом "очень умелой пропаганды" со стороны России, заявил в Вашингтоне премьер-министр Чехии Мирек Тополанек, передает РИА "Новости".
Накануне прибытия в столицу США, Тополанек в очередной раз подчеркнул, что Прага не будет просить разрешения у Москвы на размещение на своей территории американского противоракетного щита, передает Reuters.
"Мы не хотим больше принадлежать сфере влияния Москвы, и мы не намерены входить в группу стран, которые должны спрашивать у России разрешения при обеспечении собственной безопасности", - сказал Тополанек.
Тополанек полагает, что угрозами об ответных мерах "Москва пыталась посеять разногласия среди членов НАТО, особенно среди тех, которые входили в Варшавский договор времен холодной войны, а также оккупированных Советскими войсками". "Среди этих стран и Чехия", - заявил Тополанек.
По словам главы чешского правительства активные усилия России по противодействию третьему позиционному району ПРО в Европе объясняются "рядом причин - в первую очередь внутренними политическими проблемами, во-вторых, ситуацией и атмосферой вокруг выборов в России, а также ее (России) заявленным желанием снова стать супердержавой".
"Россия не подвергается никакой военной угрозе, но чувствует угрозу своей вновь обретенной силовой политике и видит возможность через жесткую риторику вызвать замешательство среди союзников", чтобы в конечном итоге "ослабить евроатлантический альянс", - сказал чешский премьер.
Тополанек сообщил также, что чешскому правительству пришлось предпринять усилия для того, чтобы нейтрализовать оппозиционные настроения в Чехии в отношении размещения радара американской ПРО на территории страны. "После многочисленных разъяснительных и образовательных публичных кампаний по этому вопросу, я думаю, что у чешского населения больше нет опасений того, что размещение радара в нашей стране вызовет какие-либо серьезные угрозы для здоровья или природной экологии", - сообщил Тополанек, по словам которого, во многих случаях оппозиция по отношению к радару ПРО носила "иррациональный характер".
Подчеркнув, что Чехия готова вести диалог с Россией, чешский премьер отметил, что по такому важному вопросу как ПРО Прага будет принимать решение самостоятельно. "Мы были бы рады сотрудничать (с Россией) по многим вопросам и несомненно хотим вести диалог, но по нашим внутренним вопросам мы будем принимать решения сами", - заявил Тополанек, напомнив, что Чехия стала "по-настоящему независимой 30 июня 1991 года, когда ушел последний советский оккупант".
"Для чешской нации исторически важно, чтобы мы никогда больше не были заложником иностранных военных интересов", - заявил чешский премьер.