Накануне они провели два продолжительных раунда переговоров, согласовывая детали, связанные с этим документом. Поэтому подписание протокола было перенесено из Тегерана прямо на строящуюся АЭС примерно в тысяче километров от иранской столицы.
Соглашение открывает дорогу для поставок топлива для станции в Бушере. Поставляя ядерные кассеты, Россия после их использования будет забирать топливо обратно. Таким образом, полностью исключается и без того крайне низкая вероятность использования атомной станции для наработки оружейного плутония. После переработки вновь получается топливо для АЭС.
Иранская АЭС в Бушере с самого начала вызывала недовольство США, так как Америка полагает, что отработанное ядерное топливо может быть использовано для создания ядерного оружия. Находясь под огромным международным давлением, Россия, тем не менее, осталась на стороне Ирана, который утверждает, что нуждается в атомной энергии, и не более того.
Контракт на строительство станции в Бушере был заключен в 1995 году. За сооружение станции, состоящей пока из одного блока с реактором типа ВВЭР (водо-водяной), Россия получит от Ирана чуть более одного млрд долларов. Пуск станции планируется через год. Первая партия топлива для нее - примерно 90 тонн - уже изготовлена и хранится в Новосибирске.
Мнение эколога: Россия превращается в ядерную помойку
Подписание соглашения о возвращении отработавшего ядерного топлива из Ирана в Россию - это "огромный шаг назад с точки зрения ядерного нераспространения, с точки зрения безопасности не только Российской Федерации, но и многих других стран", заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сопредседатель экологической группы "Экозащита!" Владимир Сливяк.
Дело в том, пояснил он, "что даже если Россия будет забирать отработавшее топливо из Ирана, это не остановит ядерные военные разработки, которые, по всей видимости, в Иране ведутся, ведь следы обогащения урана были несколько раз в этой стране найдены экспертами МАГАТЭ". Кроме того, "при реализации этого договора возникает очень серьезный риск ядерного распространения вообще", подчеркнул Сливяк.
"Ядерные отходы нужно будет транспортировать, и транспортировка будет проходить через довольно неспокойные районы, где, по крайней мере как заявляется сегодня политиками, существуют экстремистские или террористические группировки, - объяснил он. - Поезда с ядерными отходами будут очень хорошей мишенью для террористов, поэтому возможны как теракты на железных дорогах, так и кража ядерных материалов для того, чтобы затем использовать их при создании либо ядерного взрывного устройства, либо грязной бомбы".
Также, по мнению эколога, "довольно высока вероятность аварий на железной дороге при перевозке ядерных отходов, что будет приводить к радиоактивному загрязнению окружающей среды". "В целом договор о возврате ядерных отходов из Ирана становится настолько же большой угрозой сам по себе, насколько большой угрозой являются сейчас разработки ядерного оружия, которые предположительно ведутся в Иране. Это соглашение надо считать, в общем-то, скорее новой угрозой, нежели решением какой-то проблемы", - заключил Сливяк.
Незаконных проникновений на АЭС не было
На АЭС в Бушере не было ни одной попытки незаконного проникновения. Тем не менее, сам объект и поселок атомщиков защищают две службы безопасности - российская и иранская. Об этом в интервью ИТАР-ТАСС сообщил накануне начальник российской службы безопасности Владимир Хрипков.
"У нас не было никаких инцидентов", - подчеркнул он. По словам Хрипкова, контрольно-пропускные посты начинают за 20 км от АЭС, чтобы попасть на площадку, нужно иметь специальный пропуск и пройти несколько КПП.
"Специально для Бушера в Иране создана Служба ядерной безопасности и защиты АЭС, на нее ложится основная нагрузка по охране", - сказал Хрипков. Он не назвал, сколько человек задействованы в охране, но считает, что их достаточно. "По всему периметру - посты караульной службы, зенитные установки, патрулирование на мотоциклах", - отметил начальник российской службы безопасности.
О недавнем взрыве, якобы ракеты, недалеко от Бушера специалисты, работающие здесь, узнали по телефону из Москвы. По словам российских атомщиков, они "ничего не видели и не слышали", и только из расспросов иранских коллег позже узнали, что взрывы были в 170 км от станции - там строится дорога. Как и станция, надежно защищается и поселок атомщиков, где сейчас живут 2180 российских специалистов, многие с семьями.
Российские инспекторы признали АЭС "однозначно безопасной"
Иранская атомная станция "однозначно безопасна и отвечает всем современным международным требованиям". Об этом в интервью ИТАР-ТАСС заявил Владимир Козлов - директор госпредприятия "Безопасность" Ростехнадзора.
По его словам, с точки зрения безопасности на АЭС в Бушере главное и самое сложное - защита станции от климатического воздействия. "Здесь АЭС должна надежно работать при 100-процентной влажности и 45 градусах тепла, как бы в постоянной русской бане", - пояснил специалист.
При этом он подчеркнул, что "станция отвечает и другим принципам безопасности, в частности, сейсмоустойчива, может выдержать падение самолета с высоты нескольких тысяч километров, защищена от террористов". Козлов отметил, что по конструкции российские атомные блоки - одни из лучших в мире.
Он сообщил, что контроль качества сооружаемой АЭС в Бушере "постоянно ведут 5-10 российских специалистов, работающих на месте, минимум раз в год с проверками приезжают еще десятки отечественных экспертов". "Мы в обязательном порядке следим и за производством всего необходимого оборудования и запчастей на 130 российских предприятиях, задействованных в бушерском проекте", - сказал Козлов. В общей сложности 730 экспертов контролируют строительство трех российских АЭС за рубежом - в Иране, Китае и Индии.
Директор "Безопасности" отметил, что его предприятие имеет отдельный контракт с Ираном на помощь его инспектирующему атомному органу. Договор заключен в 1996 году и будет действовать пока до 2008 года. По этому документу российские специалисты проводят инспекции проектирования и монтажа АЭС, обучают персонал, разрабатывают необходимые для контроля качества документы. "Мы, например, помогали писать атомный закон Ирана", - сказал Козлов. Ежегодно все работающие в Бушере проходят аттестацию у экспертов Ростехнадзора. "Сдача экзамена персоналом - одно из обязательных требований безопасности", - подчеркнул Козлов.
Сославшись на коммерческую тайну, он отказался назвать цену контракта, сообщил лишь, что "это несколько десятков миллионов долларов". "Подобные вспомогательные контракты - признанная международная практика, мировые цены на них составляют от 1 до 5 процентов от общей стоимости проекта", - отметил специалист. Козлов не смог назвать точное количество ошибок, выявленных экспертами по бушерскому проекту.
"Могу только сказать, что при сооружении нами АЭС в Китае было выявлено в пять раз меньше несоответствий нормативным документам, чем, например, в среднем на строительстве одного блока во Франции, являющейся признанным лидером в атомной отрасли. А в Бушере замечаний было намного меньше, чем в Китае. И все они устраняются", - сказал директор "Безопасности".
Зачем Ирану АЭС в Бушере
Чтобы рассеять опасения о возможном производстве атомного Ираном оружия, российский министр иностранных дел заявил, что Кремль ручается, что ядерные амбиции Тегерана не выходят за рамки гражданского использования.
На неформальной встрече в НАТО Лавров в октябре сказал, что отстроенный Россией в Иране ядерный объект находится под строгим контролем МАГАТЭ и тем самым исключено использование российских технологий и материалов в военных целях, пишет The Washington Post.
Один из самых часто задаваемых вопросов заключается в том, почему Иран хочет иметь или нуждается в использовании атомной энергии в гражданских целях. Ведь Иран, в конце концов, один из крупнейших в мире производителей топлива и с легкостью мог бы удовлетворить внутренний спрос.
Столь же загадочен для некоторых интерес России к проекту в Бушере, полагает издание. Спору нет, российские специалисты, работающие по контракту, получают прибыль от строительства завода, однако Кремль принимает на себя огонь, помогая стране, отношения которой с внешним миром крайне напряженные. Даже самая отдаленная перспектива того, что рано или поздно Иран начнет производить ядерное оружие, породит на Ближнем Востоке, уже охваченном насилием и нестабильностью, смертоносную гонку вооружений, которая почти наверняка будет создавать угрозу и для России.
Впрочем, интерес России в защите Ирана имеет некоторую логику. Иран остается крупнейшим союзником России в регионе. В ответ Тегеран готов к сотрудничеству в сфере поддержания стабильности на южном фланге России. Так как исламский фундаментализм является однозначной и мощной угрозой для внутренней и международной безопасности России, то полезная развединформация и другие формы содействия со стороны Ирана, само собой разумеется, крайне важны и высоко ценятся. Иран расположен не так далеко от России, и Кремль также хочет иметь окно в мир китайских региональных амбиций.
Россия решила поручиться, что ядерные амбиции Ирана не создают угрозы. Это связано с огромным риском. В прошлом месяце Иран пригрозил нарушить требование МАГАТЭ о приостановке деятельности по обогащению урана - ключевого элемента в создании ядерного оружия. Лишь вследствие крайне сильного давления из Кремля Иран отступил. То, что такое давление требуется постоянно, беспокоит и США, и соседей Ирана.